Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) на тему: «Русский народный праздник Святки»
Фольклор
Автор: Соловьева Наталья Владимировна   
24.05.2017 18:12

Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) на тему: «Русский народный праздник Святки»Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) на тему: «Русский народный праздник Святки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 81 "Дюймовочка" города Калуги

Подготовила: Соловьева Н.В. Стаж работы- 9 лет Калуга, 2017

Образовательная область «Познавательное развитие».

 

Скачать конспект

Форма педагогического мероприятия Совместная деятельность воспитателя с детьми

Возраст детей Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Цель Знакомство детей с особенностями русского праздника – Святками и его обрядом – колядованием.

Задачи -сформировать представление детей об особенностях праздника Святки и его обряде – колядовании;

  • закрепить знания детей о пословицах и поговорках о зиме
  • воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам.

Средства обучения музыкальное произведение «Заинька вокруг сада», фотографии (слайды): ряженые, колядование, святочные маски, угощения для колядующих.

Предварительная работа Беседа о празднике Рождество, знакомство с пословицами и поговорками о зиме.

1. Вводная часть Организационный момент: воспитатель входит в русском народном костюме; звучит музыкальное произведение "Заинька вокруг сада"

Вступительная беседа.

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы,
Добры молодцы, да, красны девицы
Поведём мы с вами беседу,
Не простую, а о русских праздниках.

- Но прежде, ребята, скажите, какое сейчас время года?

- А какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме?

Воспитатель: Какой праздник приближается?

Воспитатель: Верно, а сейчас садитесь на стулья, а я вам расскажу как этот праздник отмечали наши предки.

2. Основная часть. Воспитатель знакомит детей с праздником Святки и его обрядом -колядование.

(рассказ воспитателя)

Проводится динамическая пауза

Воспитатель показывает слайды ряженых на святки

Воспитатель: «Новый год – к весне поворот» — говорили люди. А после нового года Рождество, Рождество — один из любимых праздников русского народа и православной Руси. День накануне Рождества 6 января называют Рождественский сочельник. С него начинались зимние святки. Святки -"святые дни"-это две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский сочельник и продолжавшиеся вплоть до Крещения. Они являлись основным русским зимним праздником.

-Повторите название праздника

-Давным-давно этот праздник люди отмечали с радостью: разжигали костры, скатывали с гор горящее колесо и кричали: «Колесо гори, катись, с весною красною вернись!»

Перед Святками – в избах делали большую уборку: мыли потолки, стены, натирали полы. Ходили в баню, меняли бельё, накрывали соломой стол. Ели капусту с квасом, хлеб, пили компот из яблок, груш, слив, вишен.

В ночь перед святками все люди готовились к празднику. Хозяйки пекли фигурное печенье, изображающее домашних животных, блины, лепёшки, пироги, хлеб, готовили «свиные ножки», колбаски, а молодёжь подбирала наряды. В святки полагалось оставить все дела, можно было ходить куда хочешь и заниматься чем хочешь. Это не было нигде записано, но являлось народной традицией, которой пользовались не только дети, но и взрослые и старики.

Воспитатель: на святки люди катались с гор на санках, пели и плясали. Давайте и мы с вами покатаемся на санках.

Воспитатель: «Целый день мы на дворе,
Целый день мы на горе.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Эй, поехали, держись!

Хорошо, что есть гора,
Сзади нашего двора.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Эй, поехали, держись!

Ничего, что Дед Мороз,
Щиплет щёки нам и нос.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Эй, поехали, держись!»

Воспитатель: Главным занятием в святки было хождение ряжеными- колядование, гадание и так называемое баловство. Это три главных святочных обычая. Сегодня мы с вами ближе познакомимся с обрядом –колядованием.

Воспитатель: В святки регулярно по домам ходили ряженые- колядующие, чтобы получить от хозяев угощение. Они ходили от дома к дому и исполняли колядки- пели величальные песни. В этих песнях колядовщики желали хозяивам богатого урожая и поздравляли с Рождеством.

- Ребята, кто скажет, что же такое Колядки?

Воспитатель: -Целую неделю ходили ребята и колядовали- нередко с рождественской звездой в руках (сделанной из бумаги) и вертепом. Вертеп- двухъярусный ящик, в котором деревянные раскрашенные фигурки изображали сценки, связанные с рождением Иисуса Христа.

3. Заключительная часть.

Закрепление. Игра "Отвечай-ка".

Воспитатель:

-Давайте встанем полукругом и поиграем в игру "Отгадай-ка". Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы отвечать на него.

  1. Что такое Святки?
  2. Сколько они длятся?
  3. Что такое колядки?
  4. Кто такие ряженые?
  5. Какую ты знаешь поговорку о зиме?

Воспитатель: Спасибо садитесь.

-Ребята, расскажите, чем мы сегодня занимались, что вы запомнили, что вам понравилось?

Воспитатель. Спасибо за вашу активность! Мне было приятно с вами общаться.

Использованная литература:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно- обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. -сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. -3-е изд., перераб. и дополн. -СПб: «Детство-Пресс», 2008. -400 с., ил.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство-Пресс, 1998. — 304с.: ил.
  3. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128с. — (Библиотека Воспитателя) (4).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год