Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) на тему: «Русский народный праздник Святки» |
Фольклор | |||
Автор: Соловьева Наталья Владимировна | |||
24.05.2017 18:12 | |||
Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) на тему: «Русский народный праздник Святки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 81 "Дюймовочка" города Калуги Подготовила: Соловьева Н.В. Стаж работы- 9 лет Калуга, 2017 Образовательная область «Познавательное развитие».
Форма педагогического мероприятия Совместная деятельность воспитателя с детьми Возраст детей Старший дошкольный возраст (6-7 лет) Цель Знакомство детей с особенностями русского праздника – Святками и его обрядом – колядованием. Задачи -сформировать представление детей об особенностях праздника Святки и его обряде – колядовании;
Средства обучения музыкальное произведение «Заинька вокруг сада», фотографии (слайды): ряженые, колядование, святочные маски, угощения для колядующих. Предварительная работа Беседа о празднике Рождество, знакомство с пословицами и поговорками о зиме. 1. Вводная часть Организационный момент: воспитатель входит в русском народном костюме; звучит музыкальное произведение "Заинька вокруг сада" Вступительная беседа. Воспитатель: Ой, вы добры молодцы, - Но прежде, ребята, скажите, какое сейчас время года? - А какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме? Воспитатель: Какой праздник приближается? Воспитатель: Верно, а сейчас садитесь на стулья, а я вам расскажу как этот праздник отмечали наши предки. 2. Основная часть. Воспитатель знакомит детей с праздником Святки и его обрядом -колядование. (рассказ воспитателя) Проводится динамическая пауза Воспитатель показывает слайды ряженых на святки Воспитатель: «Новый год – к весне поворот» — говорили люди. А после нового года Рождество, Рождество — один из любимых праздников русского народа и православной Руси. День накануне Рождества 6 января называют Рождественский сочельник. С него начинались зимние святки. Святки -"святые дни"-это две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский сочельник и продолжавшиеся вплоть до Крещения. Они являлись основным русским зимним праздником. -Повторите название праздника -Давным-давно этот праздник люди отмечали с радостью: разжигали костры, скатывали с гор горящее колесо и кричали: «Колесо гори, катись, с весною красною вернись!» Перед Святками – в избах делали большую уборку: мыли потолки, стены, натирали полы. Ходили в баню, меняли бельё, накрывали соломой стол. Ели капусту с квасом, хлеб, пили компот из яблок, груш, слив, вишен. В ночь перед святками все люди готовились к празднику. Хозяйки пекли фигурное печенье, изображающее домашних животных, блины, лепёшки, пироги, хлеб, готовили «свиные ножки», колбаски, а молодёжь подбирала наряды. В святки полагалось оставить все дела, можно было ходить куда хочешь и заниматься чем хочешь. Это не было нигде записано, но являлось народной традицией, которой пользовались не только дети, но и взрослые и старики. Воспитатель: на святки люди катались с гор на санках, пели и плясали. Давайте и мы с вами покатаемся на санках. Воспитатель: «Целый день мы на дворе, Хорошо, что есть гора, Ничего, что Дед Мороз, Воспитатель: Главным занятием в святки было хождение ряжеными- колядование, гадание и так называемое баловство. Это три главных святочных обычая. Сегодня мы с вами ближе познакомимся с обрядом –колядованием. Воспитатель: В святки регулярно по домам ходили ряженые- колядующие, чтобы получить от хозяев угощение. Они ходили от дома к дому и исполняли колядки- пели величальные песни. В этих песнях колядовщики желали хозяивам богатого урожая и поздравляли с Рождеством. - Ребята, кто скажет, что же такое Колядки? Воспитатель: -Целую неделю ходили ребята и колядовали- нередко с рождественской звездой в руках (сделанной из бумаги) и вертепом. Вертеп- двухъярусный ящик, в котором деревянные раскрашенные фигурки изображали сценки, связанные с рождением Иисуса Христа. 3. Заключительная часть. Закрепление. Игра "Отвечай-ка". Воспитатель: -Давайте встанем полукругом и поиграем в игру "Отгадай-ка". Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы отвечать на него.
Воспитатель: Спасибо садитесь. -Ребята, расскажите, чем мы сегодня занимались, что вы запомнили, что вам понравилось? Воспитатель. Спасибо за вашу активность! Мне было приятно с вами общаться. Использованная литература:
|