Конспект непрерывной — образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию «Народные праздники на Руси» |
Фольклор | |||
Автор: Климова Светлана Семёновна | |||
15.02.2016 15:14 | |||
Конспект непрерывной — образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию «Народные праздники на Руси» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Дельфин» Муниципальный конкурс «Педагог дошкольной образовательной организации — 2016г.» «Номинация лучший воспитатель -2016г.» Воспитатель первой квалификационной категории Климова Светлана Семёновна г. Абаза 2016г. Методическая копилка. (Мультимедийная презентация представлена на диске, смена слайдов по щелчку, звон колоколов слайд 4;17 запускается щелчком по кнопке) Цель: Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о ценностях народной культуры.
Образовательные задачи: заинтересовать детей историей своего народа, его праздниками, обычаями, традициями, познакомить с национальной одеждой. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, обогащать словарный запас детей, совершенствовать навыки связного высказывания. Воспитательные задачи: прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры, воспитывать желание, дарить близким людям и своим друзьям подарки, хорошее настроение. Словарная работа: обычай, благая весть, коляда, козули, святки, ряженые, колядовщики, месяцеслов, луковые посиделки. Используемый материал: русская изба где осуществляется непрерывная образовательная деятельность, народные костюмы, слайды с изображением праздничных гуляний на Рождество, Коляда, Сороки, Жаворонки, Луковые посиделки, классическая музыка, «Звон колоколов», свечи, цветные восковые мелки, бумага. Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, просмотр слайдов, беседа, объяснение, рассматривание, подвижные игры, закрепление, поощрение, итог, рефлексия. Предварительная работа: экскурсии в мини – музей детского сада «Русская изба» для знакомства с бытом русского народа, беседы на темы: «По одёжке встречают», «Добрые слова», «Знакомство», «История о пряниках», «Рождество и Святки», «Наши предки- славяне», «Хлебосольство», «Пасха Христова» и другие; приобщение детей к устному народному творчеству: разучивание колядок, стихов о народных праздниках, потешек, припевок, частушек; приобщение детей к декоративно- прикладному искусству (хохлома – рисуем ягодки, гжель – выполняем рисунки в голубом и белом цвете); знакомство с народными инструментами (ложки, дудочка и другие); русские народные игры. Область применения: непрерывная образовательная деятельность с детьми. Формы и методы реализации: беседу с детьми о русских народных праздниках я решила провести в форме телепередачи, т. к это способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослым. Методы и приемы: наглядный метод (слайды народных праздников), словесный метод (беседа о традициях, обрядах на Руси, чтение стихов), блиц-опрос, практический метод (игры, рисование праздничных открыток), прием эмоциональной заинтересованности (интервью ребёнка), использование звуковых эффектов (колокольчики). НОД: Беседа с детьми о русских народных праздниках (с использованием мультимедиа). «Народные праздники на Руси» (Слайд 1) Воспитатель: ребята, вы все смотрите телевизор? (ответы детей). Какие интересные телепередачи вы знаете? (ответы детей). Сегодня я приглашаю вас на свою телепередачу, где буду телеведущей, а вы, мои зрители. Так вот, каждый из вас знает, что наша страна называется… (ответы детей). Правильно, Россия, вспомните как её называли в старые времена. При затруднении детей воспитатель предлагает свою помощь. Я вам дам маленькую подсказку, вспомните сказки о русских богатырях (ответы детей). Конечно, древняя Русь. Также, как и сейчас люди на Руси любили праздники. С удовольствием готовились к приходу гостей. В гости ходили целыми семьями, встречали друг друга поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались». Пели песни, плясали. Любили и любят угощать гостей сытно и вкусно. Интересно, кто-нибудь из вас помнит, как надо встречать гостей? (ответы детей: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья». Воспитатель: ребята, несмотря на то, что мы ещё дошколята, в нашем детском саду был праздник. Напомните мне пожалуйста, как же он назывался? (ответы детей «Колядки»). Молодцы, я с вами полностью согласна и рада, что вы его запомнили. И вот сейчас я, как телеведущая, хочу поближе и побольше рассказать вам о праздниках, которые отмечали наши предки. Вы не забыли, кто такие предки? (ответы детей). Воспитатель благодарит детей за ответы: спасибо вам за правильные ответы. Воспитатель: да, наши предки – это русские люди, они всегда почитали праздники, вот только праздновали их немного иначе, не как мы, современные люди. В старину все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле под музыку народных инструментов. Звучали балалайки (воспитатель обращается к детям), а ещё что? (ответы детей) ложки, гармошки и.т. д. Воспитатель: ребята, обратите внимание на мой экран (мультимедиа). (Слайд 2) люди водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Все праздники отмечались строго по календарю. С календарем были связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом, (воспитатель предлагает всем вместе повторить новое слово) месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (Слайд 3), по-особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов. Звучит отрывок записи звона колоколов Слайд 4 запускается щелчком по кнопке Воспитатель: (предлагает детям встать, подойти к столам и взять колокольчики) давайте устроим свой колокольный перезвон. У нас неплохо получилось. Что ж ребята, я предлагаю вам с помощью моего помощника теле-мультимедиа окунуться дальше в прошлое. Воспитатель: Как вы думаете, какой праздник изображен на экране? (Слайд 5) (ответы детей). Да, это большой христианский праздник – Рождество Один из самых известных и любимых праздников. А почему этот праздник так называется? (ответы детей). Послушайте мою историю. (Выключается свет, зажигаются свечи, звучит тихая классическая музыка, используем муз. центр. Воспитатель садится за стол, на котором горит свеча) Рождество — это религиозный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто — то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. Рождество — праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия. Послушайте стихотворение под названием «Рождество» Г. Лонгфелло. Кругом рождественская мгла. Слова звучат: «Мир на земле и счастья всем!» Воспитатель: ребята, а теперь скажите мне. Что самое главное на земле? Что означает само слово Рождество? Какие другие традиции этого праздника вы знаете? (ответы детей) Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры. Воспитатель: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник — Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки — это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками – колядками. Давайте их вспомним Прочтение колядок детьми (с помощью воспитателя). Коляда, коляда. Не режь, не ломай, В дудочку играет Не стой у ворот, Воспитатель: А давайте поиграем в русскую народную игру, которая называется «Иван» Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего, один ребёнок считает. Иван с косой, Если будешь ты обут - Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палочку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе. «Звери» переговариваются с ним: - Иван-косарь, что ты делаешь? - А зачем коровы? - А зачем сырцы? «Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей». Воспитатель: Поиграли, продолжаем нашу телепередачу о традициях и праздниках русского народа. Поговорим о масленице. (Слайд 6,7) Масленица – последний зимний, один из самых любимых и долгожданных в народе праздников, провожающий снега да морозы и встречающий весну. Масляная неделя не имеет строго отведенного срока празднования и выпадает то на конец февраля, то на начало марта. Масленицу на Руси называли честной, широкой и веселой. И всегда с нетерпением ждали ее наступления. Ребята, с чем вы связываете масленицу? (ответы детей). Воспитатель: правильно блинами, весельем, играми или как мы свами говорим народными традициями. Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике? об угощении, которое готовилось в этот праздник? Посмотрите, пожалуйста (Слайд 8), что за необыкновенная птица здесь (ответы детей) правильно это жаворонок. Воспитатель: а ведь это не просто птица-это память о погибших воинах. В марте есть народный христианский праздник, посвященный жаворонку. 22 марта – «Сороки — Жаворонки». Вам интересно узнать почему его так назвали. Демонстрация (Слайд 9) Воспитатель рассказывает детям русскую народную былину. Очень — очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день — 22 марта вспоминают всех погибших воинов А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков» (Слайд 10) с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали людям прямо на улицах. (Слайд 11) Как и на всех русских праздниках дети водили хороводы, играли в игры. А сейчас мы с вами сыграем в игру «Жаворонок». По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образует играющие, и бегает в нём. Все говорят: В небе жаворонок пел, Тот, кто песенку найдёт, Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Поиграв, дети вновь усаживаются на скамейки. Воспитатель: ребята, о каком празднике я ещё не говорила? (ответы детей) Правильно о Пахе. Я предлагаю вам по очереди стать телеведущими и дополнять рассказы друг друга. Беседа осуществляется в форме диалога, при помощи воспитателя. (Слайд 12, 13) Воспитатель: молодцы ребята, мне как зрителю понравились ваши рассказы о празднике Пасха. Но это ещё не всё, ведь как вы уже знаете у нашего народа праздников очень много и все они почитаемы. (Слайд 14) Вот это праздник Купалы, в ночь с 23 на 24 июня отмечали этот праздник поклоняясь воде, огню и растительности. (Слайд 15) Это ярмарка Свистунья, на которой выставляли напоказ и продавали предметы народных промыслов: посуду, игрушки, мебель и др. А названа так по игрушке свистульке, которая помогла жителям одной из деревень одолеть врага. Традиционно, как и все праздники, свистунья сопровождалась играми, народными гуляниями. Воспитатель: дети, отгадайте мою загадку: Я вырос на грядке, Дети, лук. Воспитатель: я предлагаю поговорить о луковом празднике. Как вы понимаете луковый праздник? (ответы детей) Правильно, и здесь, я с вами полностью согласна, что это осенний праздник сбора урожая. Длится луковый праздник неделю. Отмечается он тем, что люди ходят друг к другу в гости и широким хлебосольством. (Слайд 16) Во время лукового праздника играли в игру «Вареная репка». Для этого нужно было два игрока, которые становились друг против друга на поставленные под них чурки. Игроки брали обеими руками концы жгута или веревки. Наблюдающие пели: Вареная репка, Каждый тянет жгут к себе, стараясь столкнуть другого с чурок. Проиграет тот, кто потеряет равновесие и коснется земли, поиграем! Несколько желающих играют в игру. Итог. Воспитатель: молодцы ребята, поиграли от души! А сейчас пришло время заканчивать нашу телепередачу. Скажите мне, вам понравилась наша телепередача? (ответы детей) Чем она вам понравилось? (ответы детей) А как вы будете отмечать народные праздники? (ответы детей) Какие добрые и теплые слова вы будете говорить своим близким? (ответы детей) Какие вы будете дарить подарки друзьям? (ответы детей) Рефлексия Воспитатель: тогда давайте нарисуем поздравительную открытку своим друзьям и близким. на любой из рассмотренных нами выше праздников. Тихо звучит колокольный звон, дети восковыми мелками рисуют открытки. (Слайд 17 запускается щелчком по кнопке Выполнив свою работу, дети обсуждают содержание своего рисунка. Воспитатель: вот на этом ребята, наша встреча и заканчивается. В следующую телепередачу, я вам расскажу о народном празднике «Ивана-Купала». Спасибо за внимание.
|