«Роль фольклора в развитии речи детей» |
Фольклор | |||
Автор: Кумаченко Наталья Анатольевна | |||
30.12.2015 05:43 | |||
«Роль фольклора в развитии речи детей» Фольклор (от английского folk-lore- «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне). Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Фольклор является коллективным художественным творчеством людей. Поэтическое народное искусство на протяжении многих веков вбирало в себя опыт коллективной мудрости и передавало их молодому поколению, активно поощряло высокие этические стандарты и эстетические идеалы. Произведения народного творчества: песни, колыбельные, потешки, сказки, притчи, дают детям уроки для жизни: уроки морали, усердия, добра, дружбы и взаимной помощи. Тепло и любовь пронизывает все колыбельные песни, потешки, прибаутки. Малые фольклорные формы, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, являются образцом для составления описательных рассказов и др. Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия ( «Ой, лю–ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку: Баю-баю, спи, дружок, (Из русской народной поэзии) Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства». Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка. — напевное выделение голосом гласных звуков, — медленный темп, — наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например: Водичка, водичка, Фольклор таит бесконечные возможности и позволяет с раннего детства активно развивать навыки речи и формировать представление об окружающем мире. Певучесть, образность народного языка, простота мелодии и звучания позволяет детям быстро запомнить фольклорные произведения. Малыши начинают вводить фольклор в свои игры: прибаутки, потешки — во время кормления куклы, колыбельныеи сказки при укладывании любимой игрушки спать. Очень любимы детьми малые фольклорные формы в которых описываются повадки животных, звукоподражание. Курочка-рябушечка, Обогащение речи детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, происходит при знакомстве с разными фольклорными жанрами. Потребность в художественном слове в раннем детстве удовлетворяют потешки, заклички, считалки. Прибаутки -своим ласковым, нежным звучанием выражают заботу и веру в благополучное будущее. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее. Раз, два, три, четыре, Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как: Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц». Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. Нарисуй пословицу (домашнее задание). Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Затем рассматривая рисунки дети стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка рисованных детьми пословиц. Можно предложить детям сделать альбом из рисунков и записать туда уже известные им пословицы и поговорки. Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации. Который палец ни укуси — все больно Еще один интересный жанр фольклора — загадки. Очень сильное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает придумывание и отгадывание загадок. Загадки обогащают речь детей из-за неоднозначности некоторых понятий, помогая замечать многозначность слов, а также формируют представления о переносном смысле слова. Загадки позволяют усваивать грамматический и звуковой строй русской речи, развивают способность обобщать, анализировать, помогают сформировать способность делать выводы, лаконично и четко выделять наиболее выразительные характерные признаки предмета или явления. Выработка дикции является одной из важных задач развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Органы речедвигательного аппарата у дошкольников недостаточно развиты. Люди придумывали веками и тысячелетиями скороговорки и чистоговорки для того что бы совершенствовать речевой аппарат, а так же исправлять индивидуальные дефекты дикции и произношения. Скороговорка и чистоговорка это словосочетания, неудобные для произношения. В них совокупность простых слов с множеством одинаковых звуков становится не выговариваемой. Даже если пробовать читать ее медленно. Но это только на первый взгляд. После кратковременных тренировок «путанный стишок» зазвучит как песня. А если читать его в высоком темпе, будет четко слышен каждый звук. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению. (Лигурия-скороговорка для улучшения дикции и произношения) Ма-ма-ма – я сама. Сказка это фантастический рассказ, вымышленная история о том, чего не бывает, что не может произойти. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки показывают юмор, характеризуются живыми, образными выражениями, меткостью, необыкновенной легкостью, яркостью и выразительностью родного языка. Удивительная сила языкового творчества людей мощно, интенсивно, проявила себя в народных сказках. Особенность сказок воспроизводить повторно одни и те же речевые формы и образы выдвигают сказку одним из главных факторов развития связной речи. Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития. Литература:
|