Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей «По следам сказок...»
Фольклор
Автор: Урбанок Светлана Юрьевна   
18.11.2015 00:04

Консультация для воспитателей «По следам сказок...»

АВТОР Урбанок Светлана Юрьевна Воспитатель МБДОУ Детский сад № 30 г.Уфа

СКАЗКА – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет в устном исполнении и в книге, ее любят дети и взрослые.

Сказки слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Они выражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение трудового народа во всем мире.

 

Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Русские народные сказки, как и сказки других народов мира, в жанровом отношении очень разнообразны. Одни из них в наше время уходят из народного быта, другие становятся достоянием исключительно детей, третьи продолжают и сейчас привлекать внимание взрослых слушателей.

В народной сказке отражается жизнь природы, опыт многих поколений, культура и язык народа. В основе народной сказки лежит мудрость народа, сказка обогащает детей знанием, содействует их воспитанию.

Высоко ценил народную сказку Э.Н. Успенский, он писал: «ЭТО ПЕРВЫЕ БЛЕСТЯЩИЕ ПОПЫТКИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ».

А.С. Пушкин говорил: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ, ЭТИ СКАЗКИ, КАЖДОМУ ЕСТЬ ПОЭМА».

В наши дни сказки для детей издаются из сборников Э.Н. Успенского, Л.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева и др. собирателей, а иллюстрации художников Е.М. Рачев, И.А. Кузнецов, Ю.А. Васнецов и другие.

СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ГРУППЫ:

  1. Сказки о животных.
  2. Волшебные сказки.
  3. Социально – бытовая сказка.
  4. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

В русском сказочном репертуаре сказок о животных сравнительно мало. В настоящее время бытуют главным образом как детские «ребячие сказки».

Они воспринимаются либо как развлекательные смешные истории, либо как поучительные аллергические басни в прозе.

Первоначально многие сказки о животных возникли как рассказы мифологического характера, связанные с почитанием тотемного зверя – покровителя рода, как рассказы, имевшие магическое значение. Эти сказки короткие, простые, понятные, доступны младшим школьникам.

В сказках животные наделены не только человеческой речью, но и человеческими потребностями, чувствами. В русских сказках о животных перед ними возникает и чисто русская обстановка: русские морозы и снега.

Наиболее популярны в русском репертуаре, особенно в детском – это о лисе и волке.

ЛИСА – одно из основных действующих лиц в сказках. Например: «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц» и др.

Образ лисы очень стабилен – она рисуется прежде как льстивая, хитрая обманщица. Она обманывает волка, петуха, медведя, обманывает птенцов у дрозда, губит зверей в яме и тд.

Прямой противоположностью лисе в сказках рисуется волк – «дурень», «серый дурак», он все время попадает впросак, имея дело не только с хитрой лисой, но и с другими персонажами сказки о животных. Например: «Волк и семеро козлят», где он хотел съесть козлят, и у него ничего не получилось, «Как ловил волк рыбу».

Стабильны в сказках и характеристики других зверей – медведя «лесного жителя», трусливого зайки – побегайки «Машенька и медведь».

Сказки о животных высокохудожественны, образы их выразительны. Конец этих сказок счастливый. В эту группу входят сказки для самых маленьких, например: «Колобок», «Теремок», «Репка». Их называют кумулетивные, потому что, в них много повторения с добавлением какого – то персонажа, элемента. Например: «Дед за репку, бабка за дедку и т.д.»

В наше время сказка о животных воспринимается и как сатирическое повествование и как детская занимательная, смешная и вместе с тем получается история.

2. ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Слово «сказка», «сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необыкновенным правилам, фантастическим героям, где свет, добро, правда побеждает тьму, зло и ложь.

Например, в русской сказке «Иван – Царевич и серый волк». Где Иван –Царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает Аленушка.

Волшебная сказка – наиболее характерный для жанра в устном типе. Недаром волшебные сказки в исследовательской литературе нередко называют собственно сказками. Необычны герои волшебной сказки и их действия, необычные сказочные животные, которые служат героям, чудесные предметы, которые им помогают. Необычна и форма этих сказок, редко отличая от сказок о животных или от бытовых. Например: сказки «Царевна – лягушка», где «Царевна – лягушка» помогает Ивану – Царевичу во всем.

В волшебной сказке мы находим представления народа, о правде, о справедливости, о красоте, определяющая мораль волшебной сказки, характер ее положительного героя. Добро в сказке всегда торжествует над злом. Например: «Кащей –Бессмертный», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».

К волшебным сказкам можно отнести и так называемые «богатырские сказки», то есть сказки о былинных богатырях. Например: «Илья Муромец», «Садко».

У волшебных сказок стройная композиция:

  1. Зачин.
  2. Основная часть.
  3. Концовка.

В них часто встречаются устойчивые сказочные обороты речи.

Волшебная сказка прочно держится в репертуаре детских театров, кино, радио, телевидения, продолжают радовать не только детей, но и взрослых, пленяя их гармонической прелестью своего содержания и формы.

3. СОЦИАЛЬНО – БЫТОВЫЕ СКАЗКИ.

Особенно широко распространены в русском крестьянском сказочном репертуаре бытовая сказка, близкая по своей форме к новелле или анекдоте.

Социально – бытовая сказка имеет огромное воспитательное значение, метко и зло высмеивая общие человеческие пороки – лень, глупость, праздность, скупость. Она раскрывает нравственные идеалы трудового народа и утверждает его высокие этнические нормы, высмеивает сказка – жадность, болтливость и бессмысленное упрямство. Например: «Дочь и падчерица», «Богач и бедняк», «Хитрый мужик», «Щи из топора».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год