Педагогическая статья "Приобщение к истокам русской народной культуры" |
Фольклор | |||
Автор: Сидорук Лидия Оскаровна | |||
24.10.2015 23:06 | |||
Педагогическая статья "Приобщение к истокам русской народной культуры" Никто не может стать сыном народа, В последние десятилетия в нашей стране происходило много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике; уходили в прошлое некоторые известные праздники, появлялись новые; в молодёжной среде всё чаще отмечались факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандировали иностранный уклад жизни. В результате у молодого поколения произошла переоценка духовных и ценностных ориентиров, чуждых русскому национальному сознанию.
Но события последнего времени, заставили переосмыслить происходящее: российский народ вспомнил о своей национальной гордости, постепенно к нам возвращается национальная память. Именно сегодня особую остроту приобретают проблемы возрождения забытых национальных ценностей. Именно сейчас наступило то время, когда мы, может быть с большим опозданием, но должны обратиться к живительной силе народной педагогики: к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка. Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в основы национальной культуры. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Приобщение детей к основам народной культуры является важнейшим средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Темой патриотического воспитания и ознакомления детей с основами русской народной культуры я занимаюсь не один год. В своей работе в этом направлении, считаю важным выполнение поставленных мною задач:
- Развивать творческие способности через знакомство с народно – декоративным искусством. - Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русскому языку, русской культуре, природе) Исходя из личного опыта, хочу предложить следующие формы работы: - Познавательные беседы, которые развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию. - Познавательные интерактивные занятия — понятие «интерактивный» означает возможность взаимодействовать вести беседу, диалог. По форме проведения представляют собой «игры — путешествия» или «игры – открытия». Задача таких занятий не только в том, чтобы передавать информацию, возбудить любопытство, но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое. Это, например, такие занятия как: «Путешествие в прошлое ручки, часов, одежды, посуды, игрушки и др.»; в ходе этих занятий как бы «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, дети задают много вопросов, и сами же отвечают на них в увлекательных практических действиях. Обычно такие занятия проходят в музее – горнице, созданном в нашем дошкольном учреждении. Хочу немного остановиться на одном из методических приёмов, который считаю очень результативным в проведении таких занятий. Это приём введения особого персонажа: хозяюшки –эту роль берёт на себя воспитатель (достаточно накинуть на плечи расписной платок и Вы – хозяюшка) или хозяина горницы — маленького человечка Жихарки — так раньше молодца – удальца называли (его дети хорошо помнят по любимой сказке). Роль Жихарки «исполняет» кукла – мальчик. Жихарка любит рассказывать о давнем прошлом, его истории вызывают доверие детей, но он плохо ориентируется в современной жизни, поэтому часто просит детей рассказать о современных вещах, праздниках, затем сравнивают прошлое и настоящее, делают выводы. В процессе общения между ребятами и Жихаркой выстраивается живой диалог, а воспитатель служит как бы связующим звеном между ними. Если во время занятия планируется продуктивная деятельность – воспитатель, нарядившись в народный костюм, выступает в роли Марьи – искусницы или Кузьмы – работника (кузнеца и плотника), которые делятся своими премудростями с детьми и Жихаркой. Обычно такие занятия проводятся один – два раза в месяц, являются комплексными и содержательно более насыщенными. - Оформление в детском саду мини – музея и тематических уголков – одно из основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Музей, созданный в нашем детском саду – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов. Ведь так интересно во время рассказа о внутреннем устройстве избы увидеть настоящий «красный угол», посидеть на настоящей лавке за длинным столом, подержать в руках старинную домашнюю утварь. Ведь не зря в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Во время посещения музея создаются условия для самостоятельной творческой деятельности. - Творческая продуктивная и игровая деятельность детей. Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно – исторического опыта. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из пластилина, солёного теста, бумаги, картона, там же, в горнице, дети изготавливают понравившиеся им предметы. Так, например, ребятами были изготовлены предметы русского быта: веретено, прялка, коромысло с вёдрами, детская люлька; вылеплены и расписаны народные игрушки, которые дети разместили в групповом тематическом уголке и с удовольствием обыгрывают их. - Предпраздничные посиделки – основная цель – подготовка к празднику. На посиделках разучиваются песни, игры, изготавливаются разные предметы, необходимые для праздника (бусы, кокошники, маски, шумелки и т.д.); хорошо, если дети нарядятся в народные костюмы — ряженье повышает эмоциональный тонус и усиливает их восприятие. - Праздники. Праздник, народный обряд — являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след Обогащению знаний детьми русских народных праздников помогает знакомство с такими праздниками как Рождество, Масленица, Пасха и др. Дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Масленица запоминается детям как праздник с блинами, скоморохами, хороводами и «сжиганием чучела». На Пасху детям нравиться обмениваться раскрашенными яйцами. Самый запоминающийся праздник – Рождество, он памятен детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжаться и ходить по детскому саду, петь, плясать и принимать угощения. Перед праздником мы в доступной форме знакомим детей с историей его возникновения, учим праздничные колядки, с помощью родителей готовим костюмы, музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, балалайки и др. Дети желают всем, к кому бы ни заходили, здоровья, счастья, успехов: «Дай бог тому, кто в этом дому, пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница…». Их пожелания звучат не наигранно, искренне, а затем в шутливой форме дети просят подарки, угощения: «Открывайте сундучки, доставайте пятачки, мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!» На прощание благодарят хозяев: «Спасибо Вам хозяева добрые! Тем, кто детишек угощает, тому бог целый год помогает!» - Народные игры. Невозможно представить праздники на Руси без игр. В русских народных играх много юмора, задора. Они всегда образны и сопровождаются потешками, считалками, забавными запевками, прибаутками. В младшем возрасте любимыми играми могут стать «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси – гуси». В старшем дошкольном возрасте – это «Ручеёк», «Заря – заряница», «Цепи кованые», «Жмурки», «Гори – гори ясно». Неизменным спутником народных игр всегда была песня; хороводные игры, основанные на соединении песни с движением, любимы и малышами и старшими детьми. Это игры «По ровненькой дорожке», «Заинька», «Каравай» и др. - Работа с родителями. В работе по приобщению детей к основам русской народной культуры мы активно привлекаем родителей. На информационном стенде помещаем интересную информацию, подобранную родителями и детьми о народных праздниках; в разделе «Наблюдения в природе» — народные приметы, пословицы и поговорки…, даём родителям рекомендации по прочтению конкретной сказки — они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая её смысл и эмоции, ею вызываемые; придумывают свою концовку и т.д. Так же вместе с музыкальными и физкультурными руководителями проводим праздники, ярмарки, где родители участвуют вместе с детьми (зачитывают пословицы и поговорки, водят хороводы, участвуют в народных играх). В группе с помощью родителей создан мини – музей «Народная игрушка», изготовлен макет «русского подворья», руками родителей сшиты куклы в русских народных костюмах. В музее – горнице детского сада проводим мастер – классы, во время которых родителями и детьми были изготовлены разнообразные народные игрушки: дымковские, филимоновские, русские матрёшки, тряпичные куклы и куклы из ниток – все они так же заняли место в музее «Народной игрушки». Особую радость, как детям, так и родителям доставили сделанные своими руками движущиеся игрушки по принципу «богородских». Здесь «мастера» проявили особое творчество: дети методом «оригами» сложили персонажей сказок, а родители изготовили «движущее устройство»; по окончании работы дети вместе с родителями разыгрывали знакомые сказки, сценки из песенок или потешек. Очень интересно и необычно в нашем детском саду был реализован проект «Сибирский валенок», который так же проводился с активным участием родителей и завершился выставкой удивительных поделок, в основе которых был наш русский валенок. Трудно переоценить подобные мероприятия, ведь совместная деятельность, переживания, игры сближают и укрепляют семьи. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной культуре в целом.
|