Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая статья "Приобщение к истокам русской народной культуры"
Фольклор
Автор: Сидорук Лидия Оскаровна   
24.10.2015 23:06

Педагогическая статья Приобщение к истокам русской народной культурыПедагогическая статья "Приобщение к истокам русской народной культуры"

Никто не может стать сыном народа,
если он не проникнется теми основными
чувствами, какими живёт народная душа.
В. В. Зеньковский

В последние десятилетия в нашей стране происходило много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике; уходили в прошлое некоторые известные праздники, появлялись новые; в молодёжной среде всё чаще отмечались факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандировали иностранный уклад жизни. В результате у молодого поколения произошла переоценка духовных и ценностных ориентиров, чуждых русскому национальному сознанию.

 

Скачать конспект

Но события последнего времени, заставили переосмыслить происходящее: российский народ вспомнил о своей национальной гордости, постепенно к нам возвращается национальная память.

Именно сегодня особую остроту приобретают проблемы возрождения забытых национальных ценностей. Именно сейчас наступило то время, когда мы, может быть с большим опозданием, но должны обратиться к живительной силе народной педагогики: к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка. Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в основы национальной культуры. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Приобщение детей к основам народной культуры является важнейшим средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Темой патриотического воспитания и ознакомления детей с основами русской народной культуры я занимаюсь не один год. В своей работе в этом направлении, считаю важным выполнение поставленных мною задач:

  • Познакомить детей с разными жанрами русского устного народного творчества
  • Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками
  • Познакомить детей с предметами старинного русского быта, их назначением

- Развивать творческие способности через знакомство с народно – декоративным искусством.

- Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русскому языку, русской культуре, природе)

Исходя из личного опыта, хочу предложить следующие формы работы:

- Познавательные беседы, которые развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию.

- Познавательные интерактивные занятия — понятие «интерактивный» означает возможность взаимодействовать вести беседу, диалог. По форме проведения представляют собой «игры — путешествия» или «игры – открытия». Задача таких занятий не только в том, чтобы передавать информацию, возбудить любопытство, но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое. Это, например, такие занятия как: «Путешествие в прошлое ручки, часов, одежды, посуды, игрушки и др.»; в ходе этих занятий как бы «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, дети задают много вопросов, и сами же отвечают на них в увлекательных практических действиях.

Обычно такие занятия проходят в музее – горнице, созданном в нашем дошкольном учреждении.

Хочу немного остановиться на одном из методических приёмов, который считаю очень результативным в проведении таких занятий. Это приём введения особого персонажа: хозяюшки –эту роль берёт на себя воспитатель (достаточно накинуть на плечи расписной платок и Вы – хозяюшка) или хозяина горницы — маленького человечка Жихарки — так раньше молодца – удальца называли (его дети хорошо помнят по любимой сказке). Роль Жихарки «исполняет» кукла – мальчик. Жихарка любит рассказывать о давнем прошлом, его истории вызывают доверие детей, но он плохо ориентируется в современной жизни, поэтому часто просит детей рассказать о современных вещах, праздниках, затем сравнивают прошлое и настоящее, делают выводы. В процессе общения между ребятами и Жихаркой выстраивается живой диалог, а воспитатель служит как бы связующим звеном между ними.

Если во время занятия планируется продуктивная деятельность – воспитатель, нарядившись в народный костюм, выступает в роли Марьи – искусницы или Кузьмы – работника (кузнеца и плотника), которые делятся своими премудростями с детьми и Жихаркой.

Обычно такие занятия проводятся один – два раза в месяц, являются комплексными и содержательно более насыщенными.

- Оформление в детском саду мини – музея и тематических уголков – одно из основных средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

Музей, созданный в нашем детском саду – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов. Ведь так интересно во время рассказа о внутреннем устройстве избы увидеть настоящий «красный угол», посидеть на настоящей лавке за длинным столом, подержать в руках старинную домашнюю утварь. Ведь не зря в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Во время посещения музея создаются условия для самостоятельной творческой деятельности.

- Творческая продуктивная и игровая деятельность детей.

Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно – исторического опыта. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из пластилина, солёного теста, бумаги, картона, там же, в горнице, дети изготавливают понравившиеся им предметы. Так, например, ребятами были изготовлены предметы русского быта: веретено, прялка, коромысло с вёдрами, детская люлька; вылеплены и расписаны народные игрушки, которые дети разместили в групповом тематическом уголке и с удовольствием обыгрывают их.

- Предпраздничные посиделки – основная цель – подготовка к празднику. На посиделках разучиваются песни, игры, изготавливаются разные предметы, необходимые для праздника (бусы, кокошники, маски, шумелки и т.д.); хорошо, если дети нарядятся в народные костюмы — ряженье повышает эмоциональный тонус и усиливает их восприятие.

- Праздники. Праздник, народный обряд — являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след

Обогащению знаний детьми русских народных праздников помогает знакомство с такими праздниками как Рождество, Масленица, Пасха и др. Дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Масленица запоминается детям как праздник с блинами, скоморохами, хороводами и «сжиганием чучела». На Пасху детям нравиться обмениваться раскрашенными яйцами. Самый запоминающийся праздник – Рождество, он памятен детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжаться и ходить по детскому саду, петь, плясать и принимать угощения. Перед праздником мы в доступной форме знакомим детей с историей его возникновения, учим праздничные колядки, с помощью родителей готовим костюмы, музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, балалайки и др. Дети желают всем, к кому бы ни заходили, здоровья, счастья, успехов: «Дай бог тому, кто в этом дому, пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница…». Их пожелания звучат не наигранно, искренне, а затем в шутливой форме дети просят подарки, угощения: «Открывайте сундучки, доставайте пятачки, мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!» На прощание благодарят хозяев: «Спасибо Вам хозяева добрые! Тем, кто детишек угощает, тому бог целый год помогает!»

- Народные игры. Невозможно представить праздники на Руси без игр. В русских народных играх много юмора, задора. Они всегда образны и сопровождаются потешками, считалками, забавными запевками, прибаутками. В младшем возрасте любимыми играми могут стать «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси – гуси». В старшем дошкольном возрасте – это «Ручеёк», «Заря – заряница», «Цепи кованые», «Жмурки», «Гори – гори ясно». Неизменным спутником народных игр всегда была песня; хороводные игры, основанные на соединении песни с движением, любимы и малышами и старшими детьми. Это игры «По ровненькой дорожке», «Заинька», «Каравай» и др.

- Работа с родителями. В работе по приобщению детей к основам русской народной культуры мы активно привлекаем родителей. На информационном стенде помещаем интересную информацию, подобранную родителями и детьми о народных праздниках; в разделе «Наблюдения в природе» — народные приметы, пословицы и поговорки…, даём родителям рекомендации по прочтению конкретной сказки — они вместе со своим ребенком рисуют иллюстрации к заданной сказке, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая её смысл и эмоции, ею вызываемые; придумывают свою концовку и т.д. Так же вместе с музыкальными и физкультурными руководителями проводим праздники, ярмарки, где родители участвуют вместе с детьми (зачитывают пословицы и поговорки, водят хороводы, участвуют в народных играх). В группе с помощью родителей создан мини – музей «Народная игрушка», изготовлен макет «русского подворья», руками родителей сшиты куклы в русских народных костюмах. В музее – горнице детского сада проводим мастер – классы, во время которых родителями и детьми были изготовлены разнообразные народные игрушки: дымковские, филимоновские, русские матрёшки, тряпичные куклы и куклы из ниток – все они так же заняли место в музее «Народной игрушки».

Особую радость, как детям, так и родителям доставили сделанные своими руками движущиеся игрушки по принципу «богородских». Здесь «мастера» проявили особое творчество: дети методом «оригами» сложили персонажей сказок, а родители изготовили «движущее устройство»; по окончании работы дети вместе с родителями разыгрывали знакомые сказки, сценки из песенок или потешек. Очень интересно и необычно в нашем детском саду был реализован проект «Сибирский валенок», который так же проводился с активным участием родителей и завершился выставкой удивительных поделок, в основе которых был наш русский валенок.

Трудно переоценить подобные мероприятия, ведь совместная деятельность, переживания, игры сближают и укрепляют семьи. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной культуре в целом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год