Фольклор, как проводник к духовно-нравственному развитию дошкольников. |
Фольклор | |||
Автор: Полторецкая Юлия Александровна | |||
23.10.2015 23:12 | |||
Фольклор, как проводник к духовно-нравственному развитию дошкольников. Автор: Полторецкая Юлия Александровна, воспитатель высшей категории д/с «Русалочка», г. Тольятти. Проблема духовно-нравственного воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов. Все это говорит о духовном дефиците человечества. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры. Первое что слышит ребенок в своей жизни – это колыбельные песни, потешки, сказки народов той национальности, в семье которой он родился. Именно этот фольклор становится для ребенка проводником в большой мир, знакомит с окружающей его действительностью. Таким образом, мы пришли к выводу, что именно через музыку и театрализованную деятельность ребенку привычнее знакомиться с традициями и историей своего народа. Эта идея легла в основу проекта по формированию толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой и фольклором разных национальностей малой Родины: народными песнями, инструментами, играми и забавами, празднованием народных календарных праздников. Педагоги знакомят детей с русскими народными сказками, потешками и прибаутками, подвижными играми, фольклорными песнями в процессе образовательной и совместной деятельности. Побуждают детей использовать полученные знания и навыки в сюжетно-ролевых играх. Особое внимание уделяется деятельности по содержанию регионального компонента. Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Целенаправленная и систематизированная работа с детьми дошкольного возраста над проектом позволит развить духовно-нравственные качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития. Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с детьми нашего региона. Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у дошкольников побудили нас начать разработку проекта по воспитанию толерантности у дошкольников. Проект «Мы дети планеты Земля» составлен для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Модель формирования толерантного поведения разработана группой педагогов нашего дошкольного учреждения, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий. С помощью проекта «Мы дети планеты Земля» мы стремимся подвести детей к сознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности. И главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес. Таким образом, можно заключить, что тема духовно-нравственного развития является актуальной для изучения с детьми дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей. В работе по данной теме раскрывается одна из потребностей детей – потребность в познании мира через музыку и театрализованную деятельность, которые являются привычными видами деятельности для детей дошкольного возраста. А познание мира через познание ценностей и традиций семьи самая доступная на данном этапе развития личности. Данная потребность определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания. Принципы реализации проекта: 1. доступность:
2. систематичность и последовательность:
3. наглядность и занимательность:
4. динамичность:
5. дифференциация:
|