Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фольклор, как проводник к духовно-нравственному развитию дошкольников.
Фольклор
Автор: Полторецкая Юлия Александровна   
23.10.2015 23:12

Фольклор, как проводник к духовно-нравственному развитию дошкольников.Фольклор, как проводник к духовно-нравственному развитию дошкольников.

Автор: Полторецкая Юлия Александровна,

воспитатель высшей категории д/с «Русалочка», г. Тольятти.

Проблема духовно-нравственного воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов. Все это говорит о духовном дефиците человечества.

Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам.

Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры. Первое что слышит ребенок в своей жизни – это колыбельные песни, потешки, сказки народов той национальности, в семье которой он родился. Именно этот фольклор становится для ребенка проводником в большой мир, знакомит с окружающей его действительностью.

Таким образом, мы пришли к выводу, что именно через музыку и театрализованную деятельность ребенку привычнее знакомиться с традициями и историей своего народа.

Эта идея легла в основу проекта по формированию толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой и фольклором разных национальностей малой Родины: народными песнями, инструментами, играми и забавами, празднованием народных календарных праздников.

Педагоги знакомят детей с русскими народными сказками, потешками и прибаутками, подвижными играми, фольклорными песнями в процессе образовательной и совместной деятельности. Побуждают детей использовать полученные знания и навыки в сюжетно-ролевых играх. Особое внимание уделяется деятельности по содержанию регионального компонента.

Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д.

Целенаправленная и систематизированная работа с детьми дошкольного возраста над проектом позволит развить духовно-нравственные качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития.

Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с детьми нашего региона. Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у дошкольников побудили нас начать разработку проекта по воспитанию толерантности у дошкольников. Проект «Мы дети планеты Земля» составлен для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Модель формирования толерантного поведения разработана группой педагогов нашего дошкольного учреждения, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий. С помощью проекта «Мы дети планеты Земля» мы стремимся подвести детей к сознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности.

И главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес. Таким образом, можно заключить, что тема духовно-нравственного развития является актуальной для изучения с детьми дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.

В работе по данной теме раскрывается одна из потребностей детей – потребность в познании мира через музыку и театрализованную деятельность, которые являются привычными видами деятельности для детей дошкольного возраста. А познание мира через познание ценностей и традиций семьи самая доступная на данном этапе развития личности. Данная потребность определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания.

Принципы реализации проекта:

1. доступность:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала;

2. систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого, к сложному;
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;

3. наглядность и занимательность:

  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

  • интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация:

  • создание благоприятной среды, для усвоения предложенного, к изучению, материала каждым ребенком
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год