Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области. |
Фольклор | |||
Автор: Даньшина Дарья Константиновна | |||
04.10.2015 11:49 | |||
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области. Исследователь, один из специалистов в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина говорила: «Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Эстетическое воспитание и развитие художественно-творческих способностей на комплексном использовании различных видов искусств (музыкального, изобразительного, сценического, литературного) и разных видов деятельности дошкольников — одна из задач духовно-нравственного воспитания. Декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания детей. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Он проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купавки, шиповника и розы. Тема декоративно – прикладного искусства, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. О роли и значении народного декоративно — прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов. Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, я решила познакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки. На основе этого была поставлена следующая цель: формировать основы духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к декоративно-прикладному искусству родного края, ознакомление с народными промыслами. Для создания творческого потенциала личности дошкольника я выделила следующие задачи:
- воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. 3. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 4. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа. Для успешной работы по данному направлению используются разнообразные методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод используется во время:
-целевых экскурсии. Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:
-рассматривания наглядного материала. Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:
-нарисовать или слепить из пластилина поделки данного вида искусства. Для реализации ознакомления с данными видами живописи, в группе оформлены уголки по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края. В оформлении использованы поделки народных промыслов, материалы, из которых они изготавливаются. Содержание уголков представлено тематической литературой для детей, раскрасками, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народным искусством, оформлены альбомы различной тематики. Опыт убеждает в том, что особое внимание необходимо уделить работе с семьей. В работе с родителями можно выделить такие формы, как:
С родителями так же была проведена работа, направленная на подготовку к выставке мини-музея «Нижегородская ярмарка». Родители вместе с детьми искали поделки народных промыслов Хохломы, Городца, Полхов-Майдана, а при его отсутствии, изготавливали их своими руками, разучивали стихи. В процессе индивидуальных бесед я обращала внимание родителей на важную роль в развитие личности ребенка совместной творческой деятельности, основанной на партнерских отношениях. Таким образом, целью создания мини-музея было: приобщать родителей к совместной с детьми деятельности, направленной на изучение традиций народа родного края, закреплять знания детей о хохломской, городецкой, полхов-майданской игрушке, расширять и развивать у детей художественные представления, духовные потребности, навыки оценки произведений искусства, художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Неотъемлемой является связь декоративно-прикладного искусства с областями образовательной деятельности. Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составить описательные рассказы по игрушкам (семеновская матрешка, хохломские кони, городецкие птицы), придумать сказки. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем её красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в использовании орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников. Кроме этого, при ознакомление с художественной литературой, можно использовать сказки и легенды возникновения того или иного вида народного искусства. И наконец, все расписные нижегородские промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Таким образом, я считаю, очень важно ознакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Ведь оно способно увлечь ребят, формируя художественный вкус, создавая творческий потенциал личности. А теперь рассмотрим виды декоративно-прикладного искусства нижегородской области. Для ознакомления с ДПИ родного края я взяла 3 основных вида росписей: городецкая, хохломская, полхов-майданская. У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков, поэтому важно показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие цветов. Городец. Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний. На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами. Вообще, палитра Городецкой росписи красочна и разнообразна. Золотые, зеленые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и белым. Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры. Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Символами городецкого искусства считаются чудо – птицы и кони. Хохлома. Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото». В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Золотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи еще большей яркости и нарядности. Хохломой расписывают еще и целые наборы посуды, а также украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма. Неповторим узор и семеновской матрешки, а именно: она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов. Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись золотой Хохломы. Да это и немудрено, ведь центр хохломской росписи и фабрика, на которой делают матрешку, находится в одном городе — Семенове. Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец. Семеновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. У матрешек из Полховского Майдана нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрешки близки к семёновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции. Перейдем к методике ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие и правдивые характеристики конкретного образа. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия. Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания, отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными. Поговорим немного о структуре самой русской народной живописи нижегородского края. Исследователь русского прикладного искусства Мар. Ник. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются 2 вида изображений – сюжетные и орнаментальные. Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Орнамент – это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных и геометрических форм. Для Хохломы, Городца и Полхов–Майдана, характерен в основном, растительный орнамент, в который нередко включаются изображения животных и птиц. Уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности, построению симметричного узора. Важно показать геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм–это определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Он может быть простым и сложным. Отбирая мотивы народных росписей и орнаментов для воспроизведения их в детских работах, учитывается доступность техники изображения и степень выразительности образов в узорах. Я начинала знакомить с декоративно-прикладным искусством постепенно. Сначала подбирала познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточняла методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучение их росписи. В начале года я отобрала несколько видов народного орнамента живописи нижегородского края. Чтобы показать детям орнаменты, учитывала наличие предметов декоративно-прикладного искусства в дошкольном учреждении, а также наглядный материал: репродукции, открытки, слайды, посуду, мебель, элементы декора. Начинала с рассматривания предметов, с которыми дети знакомились в предыдущей группе. Это положительно влияло на эмоциональное восприятие детей. Кроме того, восприятие знакомых предметов проходило на новом уровне, выделяя общее, дети замечали то, на что раньше не обращали внимание. На занятиях детей лучше знакомить сначала с одним видом декоративно-прикладного искусства, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды. Так я начинала знакомство первоначально с «Весёлого Городца». Когда дети освоили городецкую роспись, познакомить их с хохломской. Затем с семеновской и с полхов-майданской матрешками. Важно, чтобы дети заметили, выделили сходство и отличие городецкой и хохломской игрушки, семеновской и полхов-майданской матрешки. Постепенно выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учились понимать принципы художественного обобщения, познавали приемы творческих импровизированных декоративных образов, учились видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета. На занятиях продолжала обучение рассматриванию предметов искусства в зависимости от задач по рисованию, лепке. Знакомя детей с одним из видов народного искусства, я выделяла некоторые приемы, доступные детям старшего и подготовительного возраста: обобщенные способы лепки, быстрое выполнение отдельных элементов и скоропись, заполнение пространства листа в определенной последовательности, выполняя сначала одинаковые элементы, затем остальные, потом украшения и т.д. Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяло ребенку более четко выполнять элементы, при этом вырабатывались навыки и темп рисования без пауз. Немаловажным было показать сам процесс создания изделий народных промыслов, материалы из которых изготавливаются игрушки, мебель. Этот этап образовательной деятельности осуществляла, к сожалению, только через презентации и рассказы воспитателя. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов я сопровождала художественным словом – потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки, делали эти занятия живыми и интересными. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора я связывала с украшением вещи. Так, дети расписывают попону (полоску) для хохломского коня, используя один из элементов узора – ягоды, украшенные так, как дети видели на хохломской игрушке. Затем, предлагала украсить полоску 2-3 элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. С первых занятий учила воспитанников выбирать цвет для каждого элемента. Расписывая силуэты, дошкольники первоначально использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии чаще я использовала таблицы, работала над композицией рисунков, над подборкой цвета. Знакомя детей с росписью, обращала внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на шарфе или разделочной доске. Дети стали самостоятельно составлять узоры из отдельных элементов к концу учебного года. В течение года я проводила несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок сам выбирал форму бумаги, элементы узора, цвет и создавал свой узор. Для росписи предлагались: силуэты животных, посуды, разделочных досок, фартуков кукле, вырезанные из бумаги, чудо — птицы, яйца. Не все дети справлялись с заданиями на занятиях. Поэтому необходимо было проводить индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры, такие как: «Обведи элемент» — цель, которой обучить технике рисования этих элементов, «Обведи и раскрась», эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи; ряд других игр. Названия игр, и цели, которые они осуществляют, вы можете увидеть на представленных слайдах. Во время проведения индивидуальной работы учитывались возможности и способности каждого ребенка. Кроме этого в свободное от занятий время я проводила дидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать. Эти игры помогали детям придумывать новые композиции, самостоятельно без помощи воспитателя учиться рисовать различные узоры. На протяжении всего времени обучения детей организовывала выставки детских работ для родителей, с целью показать родителям успехи их детей в освоении росписей. Таким образом, знакомство детей с ДПИ позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности. Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Для родителей подготовить папки-передвижки для ознакомления с прикладным искусством нижегородского края, провести беседы. В связи с тем, что сейчас достаточно проблематично вывести дошкольников на экскурсии, я агитировала родителей, чтобы они самостоятельно со своими детьми посетили Музей русского прикладного искусства и магазина «Художественные промыслы». Заключение После рассмотрения теоретических аспектов данной темы по приобщению старших дошкольников к искусству родного края и ее реализации можно сделать выводы:
Следовательно, цель — формировать основы духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение их к декоративно-прикладному искусству родного края через ознакомление с народными промыслами, достигнута. Знакомство детей с нашими традициями, народными промыслами, мастерством народных умельцев и русским фольклором, я считаю очень важным. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
|