Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни. |
Фольклор | |||
Автор: Шадрина Екатерина Владиславовна | |||
05.08.2015 01:00 | |||
Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни. Воспитатель Шадрина Екатерина Владиславовна Народ — непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях кроме народных, не найти такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки). А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
В своей работе с детьми я уделяю большое внимание сенсорному воспитанию ребенка, а так же использую народный фольклор. Сенсорное воспитание ребенка оказывает большое влияние на развитие умственных способностей детей. Художественная литература, русский народный фольклор служит так же могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка обогащает эмоции, воспитывает воображение. Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Именно в раннем детстве происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Проблема восприятия широко изучалась как в зарубежной (Ж. Пиаже, Э.Гибсон, М. Монтессори, Ф.Фребель) так и в отечественной психологии (Ш. А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A.M. Фонарев, СВ. Фонарева, Э.Л. Фрухт и др.) Актуальные проблемы сенсорного воспитания отражены в работах Л.А. Венгера, Е.А. Гребенщиковой, Е.Б. Давидович, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, A.M. Фонарева, СВ. Фонаревой и др. Особое место в изучении процесса сенсорного воспитания занимают исследования Ш.А. Абдуллаевой, З.М. Богуславской, З.Н. Максимовой. В работах Л.А. Венгера сенсорное воспитание ребенка рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых и качествах предметов. Значение сенсорного воспитания детей раннего возраста состоит в том, что оно:
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами — круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Могучим средством воспитания детей раннего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства. Богатые возможности для сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных малышу. Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях. В своей педагогической деятельности для развития диалогической речи детей я использую народный фольклор. Знакомство детей с художественной литературой я начинаю с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек; детям я рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями, разучиваю произведения русского фольклора — это детский фольклор, частушки, песенки, прибаутки, загадки, чистоговорки, игры. Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а так же стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты. Фольклор в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины. Фольклор не позволяет «скатиться» к обыденности, не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям. Может быть, поэтому они так трепетно откликаются на поэтику фольклора. В статье 2 Закона РФ «Об образовании» отмечено, что одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В реализации данных задач прекрасным подспорьем может стать именно фольклор. Поэтика русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается высоконравственный, свободный дух России. В ст. 14 Закона «Об образовании» РФ отмечается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой». Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение — вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы ( «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока- белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, можно приговаривать: Валенки — валенки, Невелички маленьки. Опушка бобровая, Маша чернобровая. Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, гулять хочу. При укладывании спать: Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят, Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят. Баю-бай, баю-бай, Ты, собаченька, не лай. Белолапа, не скули, Нашу Таню не буди. Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему (он может попросить попробовать кашу, которую «сварила» сорока-белобока). Вместе с тем ребенок третьего года уже понимает сказочность сюжетов, их забавность. Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Третий год жизни знаменателен вступлением ребенка в период дошкольного детства. Этот период детства заключает огромные потенциальные возможности. Для того, чтобы ребенок хорошо развивался, рос здоровым и крепким нужны соответствующие условия для полноценного развития детей. Наша групповая комната отвечает всем этим требованиям. Группа светлая, чистая, хорошо ухоженная. Групповая разделена на игровые зоны. В нашей группе мальчиков больше, чем девочек. Для девочек у нас имеется кукольный уголок, который представлен кукольной мебелью. Надо отметить большое разнообразие кукольной посуды, одежды для одевания кукол (вязанные на спицах и крючком, сшитые своими руками разнообразные кукольные наряды). Так что девочкам скучать не приходится, они с удовольствием одевают, переодевают, кормят кукол, прогуливаю их в колясочках по группе. Для девочек у нас есть уголок ряженья, парикмахерская, коляски, каталки. Для мальчиков в игровой зоне есть разнообразные машинки большие и маленькие, рули, игрушки-каталки, различные атрибуты для игр; фуражки (шофер, почтальон, милиционер). Есть у нас в группе спортивный уголок, где имеется разнообразный спортинвентарь: мячи большие и маленькие, кегли, обручи, дорожки, сделанные своими руками, массажные коврики, скакалки. В группе имеется уголок психологической разгрузки — это удобный, красивый диван для детей и два мягких кресла, а так же имеется зона по сенсорному развитию детей: стол по сенсорному воспитанию, различные игры, изготовленные своими руками, пособия по сенсорике. В нашей группе есть живой уголок, он представлен разнообразными комнатными растениям. В 2010 году мы набрали группу детей раннего возраста, которую посещают дети 2009 года рождения в количестве 14 человек. Из них 8 мальчиков и 6 девочек. В группе, на мой взгляд, с самого начала работы мы установили хороший психологический климат, установили эмоциональный контакт с каждым ребенком. Занятия с детьми проводим по подгруппам, много внимания уделяем индивидуальной работе с детьми, создаем условия для развития диалогической речи. Ранний возраст характеризуется тем, что ребенок начинает ходить, бегать, взбираться на горку, лесенку, овладевает простыми способами действия с предметами. Умение ходить, речевая деятельность расширяет связи ребенка с окружающим миром и оказывает существенное влияние на развитие его центральной нервной системы. Действуя с предметами, дети уже могут хорошо ориентироваться в таких свойствах, как форма, величина, избирательно относится к цвету. Происходит существенная перестройка в характере предметной деятельности ребенка. Он уже не только действует с предметами, но и использует их как средство достижения определенной цели (ложкой кормит куклу, из кубиков строит дом и т.д.). Под влиянием накопленного опыта предметной и игровой деятельности происходит расширение ориентировки ребенка в окружающей действительности, обогащение его сенсорного опыта развиваются наглядно действительное мышление, речь, С момента посещения детьми группы детского сада почти у всех детей возникли трудности в плане адаптации. Дети были все разные: не одинаковы по уровню развития, по отношению к игре, занятиям, почти все дети капризничали, почти у всех отсутствовала диалогическая речь или она была очень примитивной, часто возникали конфликты между детьми из-за неумения выразить свои мысли, действия словами. С первого дня в своей работе с данной группой детей я уделяю большое внимание народному фольклору и сенсорному воспитанию. Наблюдая за играми детей с пирамидами, матрешками, вкладышами, я отметила, что почти все дети выполняют действия, которые показал им взрослый. Познавательная активность отсутствует в этих играх, да и игрушки им быстро надоедают, какими бы красочными и интересными они ни были для них вначале. Учитывая все это, работу по сенсорному воспитанию в своей группе я начала проводить планомерно, целенаправленно, а именно подбора игрушек и дидактических пособий, различных по цвету, размеру, форме, а также с подбора народного фольклора (песенки, частушки, чистоговорки, частушки, потешки, сказки и т.д.). для то, что бы выявить способности и умения каждого ребенка я использовала в своем исследовании такие практические методы, как наблюдение, анкетирование родителей, игровая ситуация, анализ сенсорных возможностей и речевой деятельности детей. Для этого на каждого ребенка завела карточку, где цветовыми сигналами обозначала степень усвоения требуемых сигналов. Анализ показал, что в начале учебного года детей можно было условно разделить на три основных группы:
|