Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Ловикова Ольга Александровна, воспитатель ГБДОУ д/с № 23 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.
На современном этапе развития дошкольного воспитания в исследованиях психологов-педагогов (Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С. Ушакова) 5-6 год жизни является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, образным выражениям. Как отмечают психологи и методисты Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, ребенок тогда усваивает родной язык, выразительность языка, когда имеет возможность подражать разговорной речи окружающих – родителей и педагогов.
Скачать конспект
Проблема развития выразительности речи детей нашла отражение в трудах известных отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец) и педагогов (А.М. Леушина, Ф.А. Сохин, А.И. Полозова и др.) Однако, до настоящего времени не решен ряд вопросов содержательного и методического характера: какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками; каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи. Использование в работе со старшими дошкольниками произведений малых форм фольклора открывает широкие перспективы развития выразительности речи, что обусловлено спецификой содержания и форм произведений малых форм фольклора, характером знакомства с ними. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Фольклор можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. Термин «выразительность речи» употребляется в нескольких значениях, которые не до конца дифференцированы. По мнению Е.А. Земской выразительность звучащей речи является таким обязательным элементом, как например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика, условия контакта собеседников и т.д. Значение этих факторов настолько велико, что они, как известно, влияют на особенности языкового выражения устной речи (морфология, синтаксис и т.д.) В научной литературе употребляется несколько омонимичных терминов «выразительность», которые используются для обозначения одного из коммуникативных качеств речи. Во втором значении имело бы смысл употреблять термин «средства выразительной устной (звучащей) речи». Объем понятия «средства выразительности устной речи» в настоящее время в научной литературе не определен однозначно. Некоторые авторы сводят его к интонации. В этом случае объем термина «интонация» расширяется весьма значительно, включая в свой состав вряд ли относящиеся к ней элементы. Другие авторы расширяют это понятие, включая в средства выразительности и техническую сторону речи, например Б.С. Найденов называет среди средств выразительности устной речи силу звука, его высоту, тембр голоса и т.д. Выразительность – это качество звучащей речи, позволяющее с помощью различных средств придать голосу эмоциональную окраску, способность передавать голосом определенные чувства. Выразительность является результатом активного отношения говорящего к своей речи. Этот источник выразительности звучащей речи Б.С. Найденов определил, как «увлеченность говорящего». Вторым источником выразительности речи играет большую роль в формировании хорошей речи. В то же время психологическое воздействие аудитории может носить как положительный, так и отрицательный характер. Говорящий должен верно определить психологическое состояние, «настроение» аудитории и построить свою речь таким образом, чтобы в наилучшей форме достичь целей конкретной коммуникации. "Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя"– писал Рождественский Н.С. Выразительность речи зависит так же от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи. Элементы выразительности речи. Выразительность звучащей речи складывается из двух пластов: логического и эмоционального. Логический анализ речи включает ряд операций. Вначале выделяются целостные смысловые отрезки (синтагмы), из которых состоит высказывание. Синтагма может совпадать с предложением, например: Моросил мелкий дождь. Так же синтагма может не совпадать с предложением, т.е. в границах одного предложения содержится несколько синтагм, например: Я долго не мог ей ничего ответить,// и мы молча стояли друг против друга, // держась за руки, // прямо, // глубоко и радостно смотря друг другу в глаза. Членение речи на синтагмы допускает варианты. Обычно синтагма совпадает с дыхательной группой (отрезком речи, произносимом на одном выдохе). Синтагмы отделяются друг от друга логическими паузами, т.е. остановками в речи, которые обусловлены содержанием. Определение мест логических пауз является следующим этапом логического анализа. Логические паузы отделяют друг от друга смысловые отрезки. Одновре-менно логическая пауза может совпадать с границей дыхательной группы и служить местом, в котором надо делать вдох и выдох воздуха. Этот момент связывает логику речи и технику речи: граница дыхательной группы обязательно должна быть в месте логической паузы, в противоположном случае вдох нарушит логическое членение речи. Наряду с логическими паузами выделяют так же психологические, которые появляются в эмоциональной, возбужденной речи перед сообщение чего-либо важного, неожиданного, необычного, например: И будет все как будто бы под небом // и не было меня! (М. Цветаева). И это она сказала // ему! Овладение психологическими паузами чрезвычайно важно для речи педагога, поскольку делает её живой, эмоционально насыщенной, способствует установлению психологического контакта с учащимися. Следующий этап – нахождение ключевых слов в каждой синтагме. Эти ключевые слова, произносимые с большей силой голоса, энергией, с «ударением», наиболее важны в смысловом отношении и составляют логический стержень синтагмы. Их выделение принято называть логическим ударением, поскольку с помощью этого приема говорящий указывает на важнейшие с его точки зрения слова. Наконец, при формировании логической стороны высказывания следует определить тональный рисунок (мелодику высказывания). В лингвистиче-ской литературе для определения этого понятия используется термин «интонация», понятие которого рассмотрено выше. Эмоциональная выразительность речи. Под эмоциональной выразительностью речи мы понимаем возможность с помощью голоса выражать те или иные чувства, отношение человека, воплощение в высказывании. Наконец, для устной речи, для непосредственного контакта говорящего имеют немаловажное значение также дополнительные средства выразительности, как жесты, мимика и др. Выразительность речи – важнейшее коммуникативное качество, обеспечивающее на риторическом уровне достижение влиятельности высказывания, его действительности; собственно в культуре речи – это ее эстетичность, гармоническое построение, предполагающее раскрытие возможностей слов и их сочетаний. Выразительность может находиться в противоречии, например, с чистой речи, с ее краткостью, логичностью. Выразительность предполагает использование в речи определенной системы средств – фигур, тропов, и структур. Система средств нужна в речи именно в целях выразительности – для того, чтобы обеспечить не только адекватную передачу информации, и ее понимание, но и собственно воздействие на слушателя, а также максимальное выражение в слове мысли, образа, собственного отношения к нему. «Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», - писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений на-зывается языком речевого общения. Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков называется неречевым поведением. Неречевые средства могут быть сведены к кинесическим (движениям те-ла), пространственным (организация поведения, межличностного общения), к временным характеристикам взаимодействия. Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функ-ции в процессе общения. Многие ученые говорят о том, что словесный канал используется для пе-редачи информации, а невербальный для «обсуждения» межличностных отношений. Дикция (от лат. diction – произнесение) – четкое, ясное произнесение зву-ков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных (произносимых) характеристик звуков. Дикция, является одним из обязательных элементов техники речи, кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и, следовательно, затрудняет понимание слушателями говорящего. Говорящий человек передает слушающему интонацию трех родов. Во-первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во-вторых, кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто как сказано превращается в что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи. О существовании опознавательной информации говорят многие лингвисты. Например, Э. Сепир, отмечая: «…фонетический облик речи, быстрота и относительная гладкость произношения, длина и построение предложений, характер и объем лексики… - все это небольшая часть сложных показателей, характеризующих личность». Голос как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью. Голос – индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является тембр. Звуковая окраска – очень тонкая и выразительная характеристика говорящего. Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависит от таких его качеств, как чистота дикции, а также звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность. Звучность голоса создает так называемую «благозвучность» речи. Звучный голос – это чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, от плохой постановки речевого дыхания. Термин «интонация» имеет два значения – узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широ-кий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей ре-чи, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения. Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако в ней выделяются сле-дующие компоненты: сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп и ритм (темпо ритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр. Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения… Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревога, радость…), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость и т.д.). В трудах Н.И.Жинкина утверждается, что интонация присуща так же письменной речи: должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста. М.М. Бахтин отмечает: «Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонация социальна (по преимуществу)». Основной тон высказывания – сверхсегментная единица языка и речи, интонационно-звуковое средство выразительности речи, - служит для выражения как смысловых, так и эмоционально дополнительных оттенков речи. Как отмечает Т.А. Ладыженская, «…тонов может быть столько, сколько разных эмоций, разных отношений». Тон речи создается не только тембром или мелодикой звучания, но и всем комплексом фонетических средств (тембр голоса, высота тона и ее движение в слове, длительность ударного гласного, удлинение согласного ударного слога, посложное произношение, темп, громкость и др.) Другим компонентом интонации является громкость. Громкость речи определяется через силу и интенсивность звука. Логическое ударение – выделенность слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении. Есть четыре способа выделить слово: более замедленным произношением, усилением голоса, изменением высоты голоса, паузой перед словом (а иногда и после него). Речевое дыхание. Речевое дыхание и дыхание физиологическое имеют принципиальные отличия. Первое отличие связано с произвольностью речевого дыхания, человек способен управлять этим видом дыхания в отличие от физиологического. Второе отличие связано с определением активной доли легкого. Правильное речевое дыхание – диафрагмально-реберное. Это значит, что при правильном речевом дыхании вентилируются нижние доли легких. Это наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. По этой причине такой тип дыхания получил название речевого (звукового, фонационного). Третье отличие речевого и физиологического дыхания обусловлено их структурой. Физиологическое дыхание в спокойной форме состоит из вздоха и выдоха одинаковой длительности. Речевое дыхание имеет иную структуру: короткий вздох, задержка и длительный выдох, во время которого и происходит образование звуков.
|