Конспект НОД в старшей группе «Как звери готовятся к зиме». |
Ребятам о зверятах | |||
Автор: Голубева Светлана Валентиновна | |||
20.10.2024 08:01 | |||
Конспект НОД в старшей группе «Как звери готовятся к зиме». Цели:
1) Воспитатель: «Ребята, в выходной день я проходила мимо пруда. А там – столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?» Дети: «Осенью, кораблики – осенние листья». В.: «А как в природе называется явление, когда листья осыпаются с деревьев?» Д.: «Листопад». 2)Воспитатель: По утрам морозы, В рощах — желтый листопад, Листья около березы Золотым ковром лежат. Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года это стихотворение? (Дети: «Об осени»). 3) В.: «Ребята, давайте с вами вспомним, какие изменения происходят в природе осенью?»
В.: «А какие изменения происходят в живой природе?»
В.: «Ребята, как вы думаете, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?» Д.: «Всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду». В.: «Верно! Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы». 4)В.: «Ребята, к нам в гости пришёл зайка и принёс конверт с картинками, на которых нарисованы животные. А вот какие животные на картинках мы с вами узнаем, если правильно отгадаем загадки». 1. Вперевалку зверь идет По малину и по мед Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь) 2. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной? (Ёж) 3. Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы, Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) 4. Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её? … (Лиса) 5. Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щёлк, Кто скажите это? (Волк) 6. У кого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц) Все картинки с животными вывешиваются на доску. 5)В.: «Ребята, скажите, пожалуйста, как можно назвать всех этих животных? Д.: «Лесные, звери, дикие». В.: «Как вы думаете, ребята, почему этих животных называют дикими?» Д.: «Они сами себе ищут пищу, строят жилище, живут на воле». В.: «Ребята, расскажите мне про диких животных. Для этого я предлагаю вам поиграть. Я кому-то из вас дам картинку с животным, а вы назовёте этого зверя и расскажите, какой он. Итак, начинаем играть!». В.: «Волк, ты какой?» Ребёнок: «Я серый, зубастый, страшный, …» В.: «Медведь, ты какой?» Ребёнок: «Я бурый, косолапый, неуклюжий, …» В.: «Лиса, ты какая?» Ребёнок: «Хитрая, пушистая, рыжая, …» В.: «Ёж, ты какой?» Ребёнок: «Я колючий, маленький, …» В.: «Заяц, ты какой?» Ребёнок: «Длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…» В.: «Белка, ты какая?» Ребёнок: «Я рыжая, пушистая, …» В.: «Молодцы, ребята! Отлично поиграли и про диких животных много узнали!» 6) В.: «Ребята, а ведь у диких зверей есть детёныши. Давайте вспомним, как их называют: у лисы – лисята, у ежихи – ежата, у белки – бельчата, у зайчихи – зайчата, у медведицы – медвежата, у волчихи – волчата. 7)В.: «Ребята, адавайте с вами отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме». В лес сегодня на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти. Друг за дружкой становитесь, Крепко за руки беритесь, По дорожкам, по тропинкам, По лесу гулять пойдём. И лесных зверей мы с вами Обязательно найдём. (Дети идут друг за другом, по кругу паровозиком). 8)В.: «Вот мы и оказались в лесу! Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу». Д.: «Не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры. В.: «А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей». 9)В.: «Ребята, смотрите, кто-то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались, кто это? Д.: «Да, конечно, это заяц». В.: «Но он очень грустный. Что могло с ним случиться, как вы думаете, ребята?». Д.: «Испугался лисы, холодно ему, морковки нет…». В.: «Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково». Д/игра «Скажи ласково». Д.: «Зайка, зайчишка, зайчик, заинька». В.: «Ребята, а как же зайчик готовится к зиме?» Д.: «Он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками». В.: «Вот так зайчик сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте, ребята, ему поможем найти друзей». 10) В.: «Предлагаю вам, ребята, отгадать, кто же эти друзья зайчика. Д/игра «Угадай, кто это?». Бурый, косолапый, неуклюжий… (медведь) Маленький, колючий… (ежик) В.: «Скажите, ребята, куда же пропали ежик и медведь?» Д.: «Ёжик наедается грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное место под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе и засыпает на всю зиму до весны». В.: «А где же мишка?». Д.: «Медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку». В.: «А где же он спит?». Д.: «Он спит в берлоге. Натаскает туда сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло». В.: «А вы не знаете, ребята, почему говорят, что медведь, когда спит, сосёт лапу?». Д.: «Не знаем». В.: «Ребята, оказывается, происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы». В.: «Посмотрите, ребята, что- то ветки шевелятся, а ветра нет. Кто бы это мог быть?». Д.: «Наверное, белка». В.: «А вот и ещё один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме. Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой». В.: «Ребята, а где живёт белка?» Д.: «В дупле». В.: «Ребята, а вы знаете, как белочка подготовилась к зиме?» Д.: «Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст». 11). Физкультминутка: Зайка беленький сидит (присели на корточки) И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки) Зайке холодно сидеть, (встают) Надо лапочки погреть. (гладят ручки) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (прыжки на месте) Кто-то зайку напугал — Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю) 12) В.: «Ребята, а как вы думаете, кто же зайчика мог напугать?». Д.: «Лиса или волк». В.: «Да, ребята, лиса и волк – это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово. В.: «А как вы думаете, нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?» Д.: «Наверное, не нужно». В.: «Конечно, нужно, ребята! Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех – подшёрсток». В.: «А кто из вас, ребята, знает, как называется период, когда животные меняют свой мех?». Такой период в жизни животных, называется линькой. Но цвет шерсти у лисы, и у волка остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи». В.: «Давайте скажем, как звери готовятся к зиме и поиграем в д/и «Один – много». 13) Д/игра «Один – много».
14) В.: «А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Назовивсю семью»: Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок. Папа – ёж, мама – ежиха, детеныш – ежонок. Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок. 15) В.: «Ну, вот и закончилось, ребята, наше с вамипутешествие. Пора возвращаться в детский сад». Раз, два, три вокруг себя повернись, И снова в группе окажись. 16) В.: «Итак, ребята, мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что же вы запомнили: -Каких зверей мы можем встретить в лесу? -Кто из зверей впадает в спячку? -Кто делает запасы на зиму? -Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно? -Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти? -Как медведь утепляет свою берлогу? -Как ежик готовится к зиме осенью? -Каких диких животных леса мы можем встретить в нашем крае?». 17) В.: «Ну, вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Спасибо вам, ребята, за ваше участие в этом путешествии. Надеюсь, вам было интересно, и вы узнали много полезной информации о том, как животные готовятся к зиме».
|