Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД в старшей группе «Как звери готовятся к зиме».
Ребятам о зверятах
Автор: Голубева Светлана Валентиновна   
20.10.2024 08:01

Конспект НОД в старшей группе «Как звери готовятся к зиме».Конспект НОД в старшей группе «Как звери готовятся к зиме».

Цели:

  • Познавательное развитие: расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность.
  • Речевое развитие: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями. Обогащать словарь детей существительными: дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, подшёрсток; глаголами: линяет, впадает в спячку. Социально-коммуникативное развитие: развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.

1) Воспитатель: «Ребята, в выходной день я проходила мимо пруда. А там – столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?»

Дети: «Осенью, кораблики – осенние листья».

В.: «А как в природе называется явление, когда листья осыпаются с деревьев?»

Д.: «Листопад».

2)Воспитатель: По утрам морозы,

В рощах — желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года это стихотворение? (Дети: «Об осени»).

3) В.: «Ребята, давайте с вами вспомним, какие изменения происходят в природе осенью?»

  • Солнышко прячется за тучи, часто идут дожди.
  • День становится короче, а ночь – длиннее.
  • Листья на деревьях пожелтели.
  • Дует сильный, часто холодный ветер.

В.: «А какие изменения происходят в живой природе?»

  • Птицы улетают в тёплые края.
  • Звери готовятся к зиме.

В.: «Ребята, как вы думаете, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?»

Д.: «Всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду».

В.: «Верно! Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы».

4)В.: «Ребята, к нам в гости пришёл зайка и принёс конверт с картинками, на которых нарисованы животные. А вот какие животные на картинках мы с вами узнаем, если правильно отгадаем загадки».

1. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

2. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (Ёж)

3. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

4. Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (Лиса)

5. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это? (Волк)

6. У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц) Все картинки с животными вывешиваются на доску.

5)В.: «Ребята, скажите, пожалуйста, как можно назвать всех этих животных?

Д.: «Лесные, звери, дикие».

В.: «Как вы думаете, ребята, почему этих животных называют дикими?»

Д.: «Они сами себе ищут пищу, строят жилище, живут на воле».

В.: «Ребята, расскажите мне про диких животных. Для этого я предлагаю вам поиграть. Я кому-то из вас дам картинку с животным, а вы назовёте этого зверя и расскажите, какой он. Итак, начинаем играть!».

В.: «Волк, ты какой?» Ребёнок: «Я серый, зубастый, страшный, …»

В.: «Медведь, ты какой?» Ребёнок: «Я бурый, косолапый, неуклюжий, …»

В.: «Лиса, ты какая?» Ребёнок: «Хитрая, пушистая, рыжая, …»

В.: «Ёж, ты какой?» Ребёнок: «Я колючий, маленький, …»

В.: «Заяц, ты какой?» Ребёнок: «Длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…»

В.: «Белка, ты какая?» Ребёнок: «Я рыжая, пушистая, …»

В.: «Молодцы, ребята! Отлично поиграли и про диких животных много узнали!»

6) В.: «Ребята, а ведь у диких зверей есть детёныши. Давайте вспомним, как их называют:

у лисы – лисята, у ежихи – ежата, у белки – бельчата, у зайчихи – зайчата, у медведицы – медвежата, у волчихи – волчата.

7)В.: «Ребята, адавайте с вами отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме».

В лес сегодня на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

И лесных зверей мы с вами

Обязательно найдём. (Дети идут друг за другом, по кругу паровозиком).

8)В.: «Вот мы и оказались в лесу! Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу».

Д.: «Не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры.

В.: «А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей».

9)В.: «Ребята, смотрите, кто-то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались, кто это?

Д.: «Да, конечно, это заяц».

В.: «Но он очень грустный. Что могло с ним случиться, как вы думаете, ребята?».

Д.: «Испугался лисы, холодно ему, морковки нет…».

В.: «Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково». Д/игра «Скажи ласково».

Д.: «Зайка, зайчишка, зайчик, заинька».

В.: «Ребята, а как же зайчик готовится к зиме?»

Д.: «Он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками».

В.: «Вот так зайчик сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте, ребята, ему поможем найти друзей».

10) В.: «Предлагаю вам, ребята, отгадать, кто же эти друзья зайчика. Д/игра «Угадай, кто это?».

Бурый, косолапый, неуклюжий… (медведь)

Маленький, колючий… (ежик)

В.: «Скажите, ребята, куда же пропали ежик и медведь?»

Д.: «Ёжик наедается грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное место под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе и засыпает на всю зиму до весны».

В.: «А где же мишка?».

Д.: «Медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку».

В.: «А где же он спит?».

Д.: «Он спит в берлоге. Натаскает туда сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло».

В.: «А вы не знаете, ребята, почему говорят, что медведь, когда спит, сосёт лапу?».

Д.: «Не знаем».

В.: «Ребята, оказывается, происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы».

В.: «Посмотрите, ребята, что- то ветки шевелятся, а ветра нет. Кто бы это мог быть?». Д.: «Наверное, белка».

В.: «А вот и ещё один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме. Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой».

В.: «Ребята, а где живёт белка?»

Д.: «В дупле».

В.: «Ребята, а вы знаете, как белочка подготовилась к зиме?»

Д.: «Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст».

11). Физкультминутка:

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)

12) В.: «Ребята, а как вы думаете, кто же зайчика мог напугать?».

Д.: «Лиса или волк».

В.: «Да, ребята, лиса и волк – это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

В.: «А как вы думаете, нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?»

Д.: «Наверное, не нужно».

В.: «Конечно, нужно, ребята! Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех – подшёрсток».

В.: «А кто из вас, ребята, знает, как называется период, когда животные меняют свой мех?». Такой период в жизни животных, называется линькой. Но цвет шерсти у лисы, и у волка остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи».

В.: «Давайте скажем, как звери готовятся к зиме и поиграем в д/и «Один – много».

13) Д/игра «Один – много».

  • К зиме готовится не один волк, а много… (волков).
  • Не один заяц, а много… (зайцев.)
  • Не один ёж, а много… (ежей).
  • Не один медведь, а много… (медведей).
  • Не одна белка, а много… (белок.)
  • Не одна лиса, а много… (лис).

14) В.: «А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Назовивсю семью»:

Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок.

Папа – ёж, мама – ежиха, детеныш – ежонок.

Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок.

15) В.: «Ну, вот и закончилось, ребята, наше с вамипутешествие. Пора возвращаться в детский сад».

Раз, два, три вокруг себя повернись,

И снова в группе окажись.

16) В.: «Итак, ребята, мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что же вы запомнили:

-Каких зверей мы можем встретить в лесу?

-Кто из зверей впадает в спячку?

-Кто делает запасы на зиму?

-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

-Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

-Как медведь утепляет свою берлогу?

-Как ежик готовится к зиме осенью?

-Каких диких животных леса мы можем встретить в нашем крае?».

17) В.: «Ну, вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Спасибо вам, ребята, за ваше участие в этом путешествии. Надеюсь, вам было интересно, и вы узнали много полезной информации о том, как животные готовятся к зиме».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год