Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности «В гостях у Умки»
Автор конспекта: Воронцова Виолетта Петровна, воспитатель, МАДОУ «Надежда», г. Ноябрьск.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью живых организмов; расширять и активизировать словарь по теме Арктика.
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы и способы их проверки, развивать интерес к экспериментированию.
Задачи ОО в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, продолжать умение работать в коллективе и самостоятельно. Формировать умение принимать участие в беседе, выражать свое мнение прислушиваться к мнению товарищей.
Речевое развитие: развивать связную речь детей, активизировать словарный запас (арктическая пустыня, арктическая тундра, вечная мерзлота, Умка в переводе с чукотского «взрослый медведь».
Скачать конспект
Познание: развивать ориентировку на листе бумаги, в пространстве.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, следовать правилам. Развивать мышление, уметь делать умозаключения; развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности
Предварительная работа: просмотр презентации «Растительный мир Северного полюса».
Оборудование и материалы: smart-доска, игра «Что не растет в Арктике» на Smart – доске изображение растений; видео изображение белого медведя, изображение тундры, модель «Солнце в Арктике» (глобус, лампа), схемы, записка, игрушка – медвежонок Умка (или белый медведь); ёмкость с водой земля, палочки деревянные, горшки цветочные одинакового размера.
Содержание ОД
|
Образовательная область
|
Формы работы
|
Наличие
средства
у детей
|
Образовательные
задачи
|
Целевые
ориентиры
(характеристики)
|
- Рефлексия:
Игра «Подари улыбку друг
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
|
CК
|
Психологический настрой.
Приветствие, установление зрительного, слухового контакта.
|
|
Развитие интересов детей, формирование первичных представлений о дружбе.
|
Проявляют интерес к общению.
|
Воспитатель обращает внимание детей на экран:
(появляется белая медведица) Ребята, помогите, пожалуйста, найти моего медвежонка Умку уж очень он любопытный, наверно заблудился, и не может найти дорогу домой.
|
ПР
|
Аудирование.
Просмотр видеосюжета.
|
Слух..
|
Развитие любознательности.
|
Проявляют любознательность интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
|
Восп-ль: Как вы думаете, мы сможем помочь медведице? (ответы детей)
Тогда немедленно отправляемся в дорогу, а где живут белые медведи? (ответы детей)
- Как вы думаете, что такое Арктика? (это северная полярная область земного шара).
- Давайте покажем на глобусе, где расположена Арктика.
- Вы сказали, что там всегда холодно. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
|
ПР
|
Аудирование.
|
Слух.
|
Развитие интересов детей, активизация
|
Интересуется причинно-следственными связями.
|
Давайте рассмотрим модель «Солнце в Арктике». (Все подошли к столу, луч света направляется на глобус).
Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Арктика состоит из двух зон: зона арктической пустыни и арктической тундры (проецирование на экране).
|
ПР
|
Аудирование.
Беседа. Экспериментирование.
|
|
Умение выдвигать гипотезы и способы их проверки. Активизация словаря.
|
Проявляет интерес к познавательно-исследовательской деятельности, интересуется причинно-следственными связями.
|
- Куда же он забрел? (ответы детей). Может Умка забрел в тундру? (ответы детей)
- Значит, нам нужно лететь в тундру. А на чем мы отправимся в Арктику? Обратите внимание на глобус: Арктика далеко расположена? (Да!) А на чем мы сможем быстрее добраться? Берем с собой необходимые предметы для поиска: бинокль, компас, планшет. Давайте вспомним правила безопасности в полете.
- Дети: Надо пристегнуть ремни, не вставать с мест, не открывать иллюминаторы, выключить мобильные телефоны.
- А сейчас повторяем волшебные слова: «Летим туда, где круглый год снег и лед, снег и лед» (дети садятся, летим).
- - Что мы видим вдалеке? (показ слайда) Стадо оленей.
- Это говорит о том, что здесь есть растения, а они растут в тундре.
Восп-ль: Будьте внимательны! Самолет идет на посадку. Мы приземляемся.
|
ПР
|
Беседа.
|
|
Умение выдвигать гипотезы.
|
Проявляет интерес к познавательно-исследовательской деятельности Интересуется причинно-следственными связями.
|
- Выходим из самолета, находим бутылку с запиской.
Восп-ль: Посмотрите, кто-то оставил бутылку. Но она не пустая.
Воспитатель открывает бутылку, достает листок, читает.
«Передвигаться по Арктике лучше на лайках. Путь следования медвежонка Умки вам покажут собаки лайки. Ребята, вам необходимо запрограммировать собак по этой схеме».
|
С-К
Р
|
|
План-схема
|
Умение выдвигать гипотезы.
|
|
Работа со схемой, программирование.
- Собаки привели нас к болоту.
- Как вы думаете, о чем хотел узнать Умка? (ответы детей).
- Почему большая часть тундры покрыта болотами? (ответы детей)
- Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем эксперимент.
|
ПР, П
|
Программирование собак.
|
Интерактивная игрушка.
|
Развитие любознательности, познавательной активности, формирование представлений о взаимосвязи особенностей
|
Проявляет любознательность
Интересуется причинно-следственными связями.
|
Эксперимент. Возьмите два одинаковых горшочка, наполненные землей. – Скажите, одинаковые ли эти горшочки? (ответы детей).
- Одинаковое количество земли в них насыпано? (ответы детей).
- Вода одинаковой температуры? (ответы детей).
- – Как вы думаете, что произойдёт, если мы выльем в каждый горшок по стакану воды? (ответы детей)
– Наливаем в каждый из горшков по стакану воды. –Почему же вода осталась на поверхности в одном из горшков? – Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? (ответы детей). Возьмите палочку и воткните её в землю, где вода впиталась (выполняем) – Что вы почувствовали? Мы не обнаружили там никакой преграды. Теперь возьмите палочку и проткните землю во втором стаканчике (выполняем). Что вы сейчас почувствовали? (ответы детей) Что то там мешает. Что это? Вечная мерзлота (многолетняя мерзлота).
- Выводы: В Арктике воде мешает вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Поэтому-то и образуются болота.
|
ПР
|
Экспериментирование.
|
Цветоч-ные горшочки одинако-вого размера, земля, емкости с водой, деревянные палочки.
|
Умение выдвигать гипотезы и способы их проверки
|
Проявляет любознательность.
Интересуется причинно-следственными связями.
Проявляет самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Может соблюдать правила безопасного поведения
|
Физминутка.
Топай мишка, хлопай мишка,
Приседай со мной братишка.
Лапы вверх, вперед и вниз,
Улыбайся, становись.
|
Ф Р
|
|
.
|
|
.
|
Работа со схемой, программирование.
Собаки привели нас к растениям. Интересно, что здесь заинтересовало Умку?
|
П
|
Программирование собак.
|
|
|
|
Предлагаю вам сыграть в игру «Что не растёт в Арктике». Если ответите правильно, картинка исчезнет (на интерактивной доске).
Что вы заметили? Какие остались растения? (ответы детей)
Почему растения такие низкорослые? (ответы детей)
А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту. (Карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, клюква, различные мхи, осенью грибы).
Так почему в тундре растения такие низкорослые?
Выводы: потому что у поверхности земли теплее, ветер слабее; если бы деревья были бы такие же высокие, как у нас, снег не смог бы защитить их от мороза, и корни у них короткие т.к. мешает просочиться вечная мерзлота.)
|
П Р
|
Игра.
|
Интерактивная доска.
|
Развитие любознательности, познавательной активности,
формирование представлений о причинно-следственных связей между средой обитания и жизнью живых организмов
|
|
Работа со схемой, программирование.
По схеме доходим к Умке.
Как вы думаете, почему его называют Умкой (ответы детей).
Я знаю, что Умка в переводе с чукотского означает «взрослый медведь».
|
П, РР
|
Беседа. Программирование собак.
|
Интерак-тивная игрушка.
|
|
|
- Давайте нарисуем медвежонку Умке путь следования домой, к маме (дети присаживаются за столы).
- Положите перед собой лист бумаги, возьмите карандаш. Начинаем от красной точки.
Выполняем графический диктант.
- 2 клеточки - вправо, 2 клеточки – вверх, 1 клеточка – влево, 3 клеточки – вверх, 3 клеточки – вправо, 4 клеточки – вверх, 1 клеточка – вправо, 3 клеточки – вниз, 3 клеточки – вправо, 4 клеточки – вверх.
Дети отдают Умке план-схему. Медвежонок благодарит детей. Прощаются с ним.
Ну, что ребята, просьбу медведицы мы выполнили, пора возвращаться домой.
Приготовились к полету. Пристегните ремни.
Динамическая пауза «Облака».
Беленькое облако (Округленные руки держат перед собой, пальцы в замок.)
Поднялось над крышей, (Не расцепляя пальцев, поднимают их над головой.)
Устремилось облако (Выпрямляют руки.)
Выше, выше, выше! (Тянуться за руками вверх.)
Ветер это облако (Плавно покачивают руки над головой из стороны в сторону.)
Зацепил за кручу, (Сцепляют руки кончиками пальцев над головой.)
Превратилось облако
В дождевую тучу (Описывают руками через стороны вниз большой круг и приседают).
Восп-ль: Будьте внимательны! Самолет идет на посадку.
Наш самолет совершил посадку в аэропорту города Ноябрьска. Мы вернулись в любимый детский сад.
Рефлексия:
Какое доброе дело мы сегодня сделали? (ответы детей)
- Что мы узнали об Арктике? (ответы детей).
- Что сегодня для вас было интересным? А что показалось трудным?
- Вы сегодня были молодцы, совершили доброе дело, не побоялись трудностей. Расскажите своим родителям о том, где мы были и что видели.
|
П
|
|
Карандаш, лист бумаги. Игрушка Медвежонок Умка.
|
|
|
|