Познавательно – исследовательский проект «Редкие животные Камчатского края»
Авторы проекта: Воспитатель подготовительной к школе группы Зинченко Евгения Николаевна г. Петропавловск-Камчатский 2022 г.
Проект: Редкие животные Камчатского края.
Тип: познавательно – исследовательский, межпредметный, внутригрупповой.
Продолжительность: среднесрочный (до месяца).
Образовательная область: Познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст – это важный период воспитания личности ребенка. Именно в этот период стоит уделить особое внимание патриотическому воспитанию, любви к своей Родине. Чувство любви к Родине начинается у детей с любви к своей семье, своему окружению, своему городу и краю. Чувство любви к семье у детей дошкольного возраста, как правило, безоговорочно, оно естественно для них. Но как же воспитать любовь к своему городу и краю?
Воспитание любви к своему краю начинается непосредственно со знакомства с ним, его природными особенностями, животными, народностями. При знакомстве дошкольников с флорой и фауной края, необходимо сделать акцент на формирование экологической культуры детей. Ведь в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. [2]
Многие виды редких животных находятся на грани вымирания, занесены в Красную книгу. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, к животному миру, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Педагогическая цель: формирование у старших дошкольников представлений о редких (исчезающих) животных Камчатского края и о необходимости их охраны.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о разнообразии животного мира родного края;
- Познакомить детей с «Красной книгой Камчатки» и с редкими, и вымирающими животными, занесенными в нее, их образом жизни;
- Научить передавать знания, полученные во время поисковой деятельности товарищам, путём составления рассказов о животных, об интересных фактах из их жизни.
Развивающие:
- Развивать воображение, мышление и память в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- Развивать умение передавать свои чувства и впечатления в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к животным родного края, желание их защищать;
- Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Планируемые результаты:
- Дети овладевают понятиями «исчезающий вид», «Красная книга»;
- Сформируются знания и представления о Красной книге, как перечне редких, исчезающих животных родного края, охраняемых законом и государством;
- Будут иметь представления о редких животных родного края, их особенностях и образе жизни;
- Сформируются основы бережного отношения к природе.
Основополагающий вопрос: Какие редкие животные обитают в Камчатском крае, и почему они находятся на грани вымирания?
Проблемные вопросы:
- Кто такие редкие и исчезающие животные?
- Для чего нужна Красная книга?
- Как человек может позаботиться об исчезающих и редких животных?
Темы исследований соответствуют проблемным вопросам.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап
|
× Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
× Обозначение основополагающего вопроса, выбор проблемных вопросов.
× Выбор тем для исследований.
× Подбор дидактического и методического оснащения проекта.
|
- Основной этап (совместная исследовательская деятельность взрослых и детей)
|
Цикл исследований по реализации проекта:
× Создание развивающей среды (совместные работы детей и родителей, детей и воспитателей).
× Совместный поиск информации.
× Рассматривание иллюстраций
× чтение художественной литературы.
× Разучивание стихотворений.
× Проведение бесед.
× Дидактические игры.
× Проведение занятий и развлечений.
× Просмотр фильмов, мульфильмов о Красной книге, презентаций о Кроноцком запроведнике и животных, обитающих в нём.
× Создание интеллектуальной карты, макета.
× Изготовление поделок, рисунков, аппликаций.
|
- Презентационный
|
× Представление продукта проектной деятельности (оформление выставки рисунков и поделок).
× Оформление презентации проекта.
|
- Заключительный
|
× Диагностика полученных знаний детей в ходе проекта.
× Анализ проделанной работы, рефлексия.
|
Исследование №1.
Кто такие редкие и исчезающие животные?
Этапы исследования
|
Деятельность детей
|
Деятельность педагога
|
- Выявление проблемы
|
1.Принимают задачи исследования
2. Отвечают на поставленные вопросы воспитателя
«Редкие животные – животные, которых мало»
«Какие исчезающие животные есть на Камчатке»
«Как и где они живут, чем питаются»
«Сколько их осталось»
«Почему они стали редкими, исчезающими»
|
1. Совместно с детьми формулирует гипотезу: Мы думаем, что редкие животные – это животные, которых трудно встретить в жизни и которые живут в труднодоступных для человека местах.
2. Формулирует вопросы для раскрытия темы исследования, а также для определения хода исследования:
Что мы об этом знаем?
Что мы не знаем и хотим узнать?
|
- Организация работы над исследованием
|
1.Дети предлагают варианты деятельности для нахождения ответа на проблемный вопрос.
- Совместный поиск родителей и детей информации (иллюстраций) в литературе, интернете о редких и исчезающих животных родного края.
- Разучивание загадок об исчезающих животных Камчатки.
- Рассматривание иллюстраций
- Совместная работа детей и родителей по составлению рассказа «Редкое животное Камчатского края»
- Создание стенгазеты «Животные в опасности»
- Выполнение детских работ для выставки «Исчезающие животные Камчатского края»
|
Как будем искать ответы?
Обсуждение с детьми плана предстоящих дел.
- Создание развивающей среды
- Оформление консультации в родительский уголок «Знакомим детей с животным миром родного края»
- Вечер загадок
- Беседа «Мы не знали, что они исчезают»
- Д/и «Четвёртый лишний»
- Популяризация, полученной, совместно с родителями, информации.
- Создание совместно с родителями дидактического пособия – круги Лулия.
|
- Формулирование вывода исследования
|
1. Систематизируют информацию и делают выводы.
|
1. Подведение детей к решению проблемы в практической деятельности.
|
Исследование №2
Для чего нужна Красная книга?
Этапы исследования
|
Деятельность детей
|
Деятельность педагога
|
1. Выявление проблемы
|
1.Принимают задачи исследования
2. Отвечают на поставленные вопросы воспитателя
«В Красной книге записаны исчезающие животные и растения»
«Есть общая Красная книга России и своя для каждого края»
«Содержит информацию о занесенных в нее животных»
«Помогает стать ближе к природе»
«Где можно найти Красную книгу Камчатки»
«Как она выглядит внутри»
«Как появилась Красная книга?»
|
1. Совместно с детьми формулирует гипотезу: Мы думаем, что Красная книга – сборник информации о редких и исчезающих животных.
2. Формулирует вопросы для раскрытия темы исследования, а также для определения хода исследования:
Что мы об этом знаем?
Что мы не знаем и хотим узнать?
|
2. Организация работы над исследованием
|
1.Дети предлагают варианты деятельности для нахождения ответа на проблемный вопрос.
- Просмотр мультфильма «Красная книга».
- Заочное знакомство с Красной книгой Камчатки (просмотр презентации).
- Рисование «Их мы не увидим никогда».
- Фото-викторина «Узнай меня»
- Участие в создании «Красной книги Камчатки» (для группы)
|
Как будем искать ответы?
Обсуждение с детьми плана предстоящих дел.
- ООД «Страницы Красной книги»
- Оформление консультации в родительский уголок «Как появилась красная книга»
- Д/и «Найди тень»
- Создание интеллектуальной карты «Животные Красной книги Камчатки»
- Итоговое мероприятие «Путешествие по страницам Красной книги»
|
3. Формулирование вывода исследования
|
1. Систематизируют информацию и делают выводы.
|
1. Подведение детей к решению проблемы в практической деятельности.
|
Исследование №3
Как человек может позаботиться об исчезающих и редких животных?
Этапы исследования
|
Деятельность детей
|
Деятельность педагога
|
1. Выявление проблемы
|
1.Принимают задачи исследования
2. Отвечают на поставленные вопросы воспитателя
«Люди не должны охотиться на диких животных»
«Надо соблюдать правила поведения в лесу»
«Не должны забирать их в зоопарки»
«Как помочь животным жить в своей среде»
«Кто их охраняет и где»
|
1. Совместно с детьми формулирует гипотезу: Мы думаем, что люди должны жить в мире с природой, чтобы предотвратить вымирание редких, исчезающих видов животных.
2. Формулирует вопросы для раскрытия темы исследования, а также для определения хода исследования:
Что мы об этом знаем?
Что мы не знаем и хотим узнать?
|
2. Организация работы над исследованием
|
1.Дети предлагают варианты деятельности для нахождения ответа на проблемный вопрос.
- Создание природных знаков.
- Аппликация «Сохраним природу»
- Создание макета «Кроноцкий заповедник»
- Опыт «Ловим рыбу»
|
Как будем искать ответы?
Обсуждение с детьми плана предстоящих дел.
- Викторина «Берегите природу»
- Беседа «Кроноцкий заповедник»
- Презентация «Камчатские природоохранные зоны»
- ООД «Лососи Камчатского края»
- Беседа «Природоохранные зоны Камчатского края»
- Д/и «Что нельзя делать в лесу? / на берегу?»
|
3. Формулирование вывода исследования
|
1. Систематизируют информацию и делают выводы.
|
1. Подведение детей к решению проблемы в практической деятельности.
|
Анализ проведенных исследований и диагностика полученных знаний детей в ходе проекта показали:
У детей подготовительной к школе группы систематизировались имеющиеся знания, они овладели элементарными представлениями о Красной книге Камчатки и животных, занесенных в нее. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в речь, появился интерес к природе родного края и сформировались основы бережного отношения к ней.
Результаты проекта:
- создание наглядного пособия и лэпбука «Красная книга Камчатки»;
- разработка методического и дидактического материала;
- оформление выставки детских работ по теме проекта.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Красная книга Камчатки. Том 1. Животные. – Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2018.
- https://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-lyubvi-k-maloi-rodine.html
|