Комплексно-тематическое занятие. Конспект НОД на тему «Животные Севера» в старшей группе. |
Ребятам о зверятах | |||
Автор: Черногорова Н.В. Танцуш Е.В. | |||
03.12.2020 19:53 | |||
Комплексно-тематическое занятие. Конспект НОД на тему «Животные Севера» в старшей группе. Подготовили воспитатели:
Цель:
Задачи:
Материал:
Словарная работа: — вечная мерзлота, айсберг, Северный Ледовитый океан, ледокол, кочевать, Красная книга, тундра, маршрут, лемминги. Ход занятия: Воспитатель: Сегодня мы свами отправимся путешествовать и познакомимся с материками, на которых всегда холодно и лежит снег, и их жителями. Эти материки находятся сверху и снизу нашей планеты. Давайте посмотрим на глобус и найдем эти материки. Посмотрите, что окружает эти земли? (Вода, Океан). Правильно океан. Это самый большой океан нашей планеты и называется он Северный ледовитый океан. (включить видеоролик) Арктика и Антарктика – загадочные земли. На них огромные ледники, которые в лучах солнца ослепительно сияют и блестят, по воде плавают огромные льдины и айсберги. В воде много рыбы, которой питаются животные и люди, живущие в Северных землях. Суровые условия жизни — это нелегкое испытание на терпение и выносливость для немногих видов животных, птиц и людей. Животные научились экономно расходовать энергию, способность накапливать подкожный жир. Длинная шерсть, густое оперение, окрас в тон окружающей среде и умение приспосабливаться к сильнейшим морозам отличают животных и птиц севера от обитателей наших лесов. - Ребята, у нас сегодня в гостях известный персонаж мультфильма, который тоже со своей мамой живет на Севере. А кто это вы узнаете, отгадав загадку: Живет он там, где холода, В: — Нашего медвежонка зовут Умка. Какая шерсть у белого медведя? (Густая, теплая, белая). Правильно, поэтому в самый лютый мороз ему не холодно. В: — Ребята, Умка приглашает нас совершить путешествие к себе на родину, на Крайний Север. Он познакомит нас со своими друзьями: северными оленями, арктическими волками, песцами, полярными совами, тюленями, моржами, пингвинами, альбатросами. Вам интересно узнать кто живет на Севере? Тогда нам пора собираться в путь. Для начала нам надо одеться и обуться для путешествия. Какую одежду и обувь мы оденем и обуем? (Зимнюю, самую теплую: перечисляют…). Теперь нам надо подумать и решить, как мы туда доберемся. Посмотрим на глобус и определим маршрут (уточняется значение слова). Перечислите виды транспорта, необходимые нам в пути (Автобус, поезд, самолет, вертолет, такси, ледокол, собаки, сани, олени). Физминутка: (путешествие на различном виде транспорта с имитацией движений). Вот мы и добрались. Сначала Умка расскажет нам о своих родственниках – белых медведях. (Показ картинок или слайдов) - Как выдумаете почему и для чего белому медведю белая шерсть? (чтобы ему было легко прятаться в снегу). - Молодцы, правильно. А теперь у меня еще вопрос на вашу смекалку: как вы думаете, чем белый медведь питается в стане вечных льдов рядом с океаном? (рыбой). - Правильно. А еще они питаются моржами и тюленями. Если животное питается рыбой, мясом других животных, то таких животных мы называем… — хищниками. Белый медведь — самый крупный зверь среди млекопитающих хищников в мире. Зимой и летом по океану плавают огромные льдины, плывут они медленно, а вокруг вода да вода и берега не видно. Кажется никакой зверь жить там не сможет. Вот среди льдов и снегов и живут белые медведи, тело, которых покрыто длинной и теплой шерстью. Несмотря на огромный размер, он может быстро бегать, отлично плавать, ловко охотиться и незаметно подкрадываться к добыче: тюленям, морским котикам. Для того чтобы медведю было легко бегать по снегу, забираться на льдины и плавать природа наградила его короткими и сильными лапами, короткими когтями (чтобы было легче цепляться за льдины), маленькой головой на длинной шее. От холода его спасает слой подкожного жира до 10 см толщиной, а густая белая шерсть позволяет долго находиться в воде. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега и льда, чутье у медведя очень тонкое, и он может обнаружить пищу под толстым слоем снега. Все это помогает ему легко добывать пищу и охотиться. Питается медведь, как мы свами уже знаем животными, рыбой и водорослями. В начале декабря у медведицы рождаются медвежата. Но даже мощь и сила не могут уберечь его вид от исчезновения, поэтому белые медведи занесены в красную книгу. Книгу, в которую ученые вносят названия исчезающих и редких видов животных и растений. - Где живут медведи на Севере? (Около Северного Ледовитого океана). - Ребята, а как вы думаете, кто больше любит плавать в воде: белый медведь или бурый? (Белый медведь больше любит плавать, он очень хорошо плавает, может уплыть далеко в океан). - Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой. Чем питаются белые медведи? (Рыбой, мясом убитых животных, водорослями). - Много интересного и увлекательного вы узнали про белых медведей? А вам интересно узнать об остальных обитателях страны вечных льдов? (Да!) Кто же первый нам с вами повстречался? Словно царскую корону - Да, дети, это благородные олени помогут нам добраться до пункта назначения. Не страшны им ни морозы, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем. Физкультминутка Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен) И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах) Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз) А теперь – остановились. (Остановиться) Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза) И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте) Опустили руки вниз И на льдинки все садись. (Присесть на импровизированные льдинки) Смотрите какое большое животное!!! Кто же это? Неуклюжий и большой, Только в море он герой, С клыками острыми, как нож, Любитель рыбы — бурый... морж Молодцы, угадали. Морж – морское животное довольно необычного вида, с крепкими клыками. Моржи — представители семейства ластоногих. Вес моржей-гигантов может доходить до двух тонн, а вес среднего по габаритам самца составляет 1300 кг, вес самки меньше. Характерным признаком моржа являются его длинные, развитые бивни — такие удлиненные клыки, которыми гордятся моржи (и самец и самка), клыки могут достигать в длину до одного метра (у самца) и весить до пяти килограмм. Охристо-золотистая или коричнево-бурая окраска моржей обусловлена не цветом их волосяного покрова, а цветом кожи. Цвет головы и шеи наиболее крупных особей может быть розоватым. Питаются моржи, главным образом моллюсками, ракообразными. Не гнушаются перекусить и рыбой, а некоторые моржи-хищники предпочитают на обед птиц, тюленей. Моржи не находятся в воде постоянно, они выходят из неё с целью отдыха, чтобы восстановить запас кислорода. Моржата-малыши зубов не имеют, клыков также; клыки прорезываются только спустя несколько месяцев после рождения. Новорожденные моржата предпочитают находиться не на земле, а на спине матери, или просто какого-то соседа. Молочное питание получает малыш в течение двух лет. А вот и еще один житель этой красивой северной страны: На полярном берегу Все законы строгие, Но метели и пургу Терпят ластоногие. (Тюлени) В холодной плавает воде отличный рыболов, На льдине отдыхает, свершив большой улов, И отдыхать ему не лень, Рыбачил допоздна... тюлень (Показ картинки или слайда) - Посмотрите внимательно, на что похожи конечности тюленей? (на ласты). У кого еще ласты вместо ног? (моржи). Окрас тюленей бывает серым, рыжим или коричневым. Взрослые тюлени в длину достигают 2-х метров. Возможно, вы видели их в цирке или дельфинарии, а может и океанариуме, так как тюлени очень умны и дружелюбны. Заселяют они скалистые места, прячась от хищников. Из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Поэтому они тоже занесены в красную книгу. - Ну что, отправляемся дальше? Кто же ждёт нас дальше на нашем пути? Чтобы это узнать нам надо отгадать очередную загадку: Хвост поджав, во льдах ночую, Выношу мороз любой. Я по северу кочую В теплой шубе голубой. (Песец) (Показ картинки или слайда) - На какого животного наших лесов похож песец? (На лису). Верно, но есть и различия: у песца мордочка и ушки не так сильно вытянуты, как у лисы, более округлые очертания туловища, да и шерстка гуще и короче. В зиму можно заметить голубоватый оттенок его красивой шерстки. Так песец маскируется под снежный пейзаж, чтобы не быть замеченным врагами. Песцы в сильные морозы прячутся в сугробах, зарываясь в снег. А когда погода наладится, песцы везде следуют за белым медведем, подбирая за ним остатки добычи. Также они часто лакомятся птицами и их яйцами, охотятся на леммингов (северных мышей). Песцы в промерзшей земле с трудом роют норы для будущих поколений и живут там по много лет. Живу большими семьями, воспитывая чужих и своих детенышей, как в детском саду. Но не только животные живут на севере. Есть на Севере и Полярная или белая сова – особенность белой совы в том, что она хорошо видит и днем и ночью, может поворачивать свою голову вокруг всего тела, питается не только мелкими грызунами, но и птицами, а иногда и зайцами. Пингвины, Альбатросы, населяющие северные земли имеют густое теплое оперенье, питаются рыбой, очень выносливые и живут большими стаями (семьями). Вот такие сильные и красивые животные и птицы обитают в стране вечных льдов. Вам понравилось наше путешествие? Поблагодарим Умку за путешествие и отправимся домой. Физминутка: (путешествие на различном виде транспорта с имитацией движений). - Сегодня мы познакомились с животными и птицами Севера или страны вечных льдов, узнали много нового. Каких животных и птиц Севера вы запомнили? (ответы детей) - Какая загадка для вас была трудной, а какая самой легкой? (ответы детей). А теперь я хочу проверить как вы запомнили животных севера и сможете ли вы их определить среди других животных. Дидактическая игра «Найди и назови лишнюю картинку» Дети рассматривают картинки и называют лишнюю, показывают только те, на которых изображены животные Севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.
вы рассказали об обитателях Севера. И теперь я предлагаю вам сделать аппликацию «Белый медведь на льдине», изобразив снег, айсберг и льдины. Объяснение этапов выполнения аппликации:
Выставка работ
|