Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказки о животных
Ребятам о зверятах
Автор: Ивашкова Оксана   
21.10.2015 22:07

Сказки о животныхСказки о животных

Сказки о животных возникли в глубокой древности, и сначала они были связаны с хозяйственными заботами первобытного человека – рыболова и охотника, вся жизнь и судьба которого зависела от его охотничьей удачи. Герои в этих сказках – животные, а в самих сказках сохранились следы первобытных представлений, в частности тотемизма, который основывался на вере в родственные связи человека и животных. Первобытный человек одухотворял все окружающее, наделял своими способностями и свойствами, «очеловечивал» зверей. И они в сказках разговаривают друг с другом, понимают людскую речь.

Они представлялись первобытному сознанию перевоплотившимися духами, божествами.

Например, в сказке народности ма, живущей в Юго-Восточной Азии, «Влюбчивый павлин» главный герой – птица в ярком оперении – собственно, и есть такое перевоплотившееся божество. Правда, человек–охотник оказывается куда сообразительнее божества-павлина, в конце концов, попадающего в расставленную ему западню. Подобные сказки встречаются у народов, которые живут в глухих лесных уголках и жизнь которых связана с охотничьим промыслом, с дикой природой.

 

Сохранилось немало легендарных сказок, объясняющих, конечно, по-сказочному – ссорами и дружбой зверей, различными случайностями и приключениями, — почему у животных нет тех или иных частей тела, почему, к примеру, у их хвоста, носа такая форма, почему они так окрашены т. п. В качестве примера можно назвать индонезийскую сказку «Почему у медведя короткий хвост», филиппинскую сказку «Цапля и буйвол» и др.

Сказки объясняют происхождение тех или иных повадок у зверей. В среде рыбаков и охотников возникают сказки о том, откуда пошли приемы добычи промысловых животных. Конечно, осьминог и крыса никогда не встречались. Но полинезийцы в сказке «Осьминог и крыса» рассказывают о фантастическом путешествии крысы по океану на голове осьминога, за которое крыса ответила ему неблагодарностью.

Во многих сказках рассказывается о ссорах и состязаниях между большими и сильными животными и маленькими, слабыми. Сказки эти, как правило, проникнуты стремлением к социальной справедливости: хотя в сказке и говорится про животных, почти всегда, однако, подразумеваются люди, потому мы видим, что слабый, то есть социально обездоленный, с помощью ума и ловкости побеждает более сильного и важного зверя. Именно это мы найдем в китайской сказке «О том, как по животным счет годам вести стали».

На более высоком этапе развития сказки о животных превращаются в прозрачные иносказания, и, когда, например, в сказке у корейцев или китайцев появляется тигр, никто не усомнится, что он важный господин. В представлении многих народов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии тигр не только символизировал силу и могущество. Тигру поклонялись как божеству. Изображения тигров стерегли двери при входе в храмы. Изображениями тигра военачальники украшали свою одежду, вышитые тигры красовались на боевых знаменах.

Но свирепому тигру в сказках этих народов отводится на редкость устойчивая роль глупца, которого обманывает слабое животное, обычно заяц, кролик – персонаж, отличающийся особой догадливостью, ловкостью, сметкой. Такие же качества свойственны кролику в сказках североамериканских индейцев и братцу Кролику афро-американцев США.

У индонезийцев хитроумным зверьком считалась карликовая лань – канчиль, у народов тропической Африки – мелкий грызун, например тушканчик или мангуст. В сказках народов Европы в дураках обычно остается кровожадный волк. А в Индонезии народной фантазией на эту роль определен крокодил.

Сатирическое начало очень характерно для таких сказок: ведь слушатели, весело потешаясь над незадачливым тигром, по милости зайца попавшим в глубокую яму, над одураченным волком или крокодилом, понимали, что в сказке высмеиваются реальные притеснители и угнетатели – «сильные мира сего». Образы тех или иных животных тем самым обретают характер сословных типов классового общества. Одни животные постоянно выступают как положительные, другие – как отрицательные.

Тут надо заметить еще одну особенность: хотя во многих сказках о животных, как мы сказали, имеются ввиду люди, все же рассказывается в них о зверях, с их повадками, свойствами, особенностями. Отсюда и пародирование – забавное звучание этих необычных историй, их юмор.

Бывают сказки-шутки, в которых человек, как, например, в венгерской сказке «самый сильный зверь», рассмотрен глазами животных. Звери принимают топор за блестящий хвост, пистолетный выстрел – за необыкновенный плевок и т. д. Замечено, что у древних земледельческих народов сказок о животных сравнительно мало, а у многих народов Тропической Африки, Австралии и Океании, африканских индейцев и эскимосов они чрезвычайно распространены и занимают важнейшее место в фольклоре этих народов.

Сказки о животных особенно привлекательны для ребятишек, в Корее их так и называют – тонхва, то есть детские рассказы.

Сказки о животных — один из древнейших видов фольклора. Восходя к древним формам отражения действительности на ранних этапах человеческого сознания, сказки о животных выражали определенную степень познания мира.

Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации. Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Истории зверей — это все истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьезного смысла.

Своеобразная разновидность сказочного жанра — сказка о животных. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества — охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок состоял в те времена, прежде всего, в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире.

В сказках о животных действуют и птицы и рыбы и животные и растения. В каждой из этих сказок заложен смысл. Например, в сказке про репку смысл оказался в том, что никакая, даже самая малая сила в деле нелишняя, а случается, что ее-то и не хватает, чтобы добиться результата.

В сказках о животных отразились древние представления человека о природе; анимизм, антропоморфизм, и тотемизм.

Например, анимизм проявляется в мотивах чудесных деревьев, вырастающих на могилах невинно убитых. Антропоморфизм выражается в том, что животные говорят и действуют как люди. Тотемизм, состоящий в том, что человек ведет свой род от животных. С развитием человеческих представлений о природе, с накоплением наблюдений в сказки входят сюжеты о победе человека над животными и о домашних животных, что было результатом их поручения. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь — крик, поведение — повадка) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека., животные говорят и ведут себя как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств (лиса — хитрость и др.). Так сказки приобрели иносказательный смысл. Под животными стали разуметь людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных не только осмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждается угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы

Основной смысловой аспект сказок о животных — моральный. Для сказок о животных характерен яркий оптимизм, слабые всегда выходят из сложных положений.

Связь сказки с древним периодом ее жизни обнаруживается в мотивах боязни зверя, в преодолении страха к нему. У зверя есть сила, хитрость, но нет человеческого ума. Образы животных на позднем этапе жизни сказки получают значение социальных типов. В таких вариантах в образе хитрой лисы, волка и других можно усматривать человеческие характеры, возникшие в условиях классового общества.

За образом животного в них можно угадывать социальные отношения людей. Например, в сказке "О Ерше Ершовиче и сыне его Щетинникове" дана полная и верная картинка древнего русского судопроизводства.

Сказки — древнейший жанр устного народного творчества, Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости.

Таким образом, мы увидели, что русская сказка представляет собой обобщенное, оценочное и целенаправленное отражение действительности, которое выражает сознание человека, и в частности сознание русского народа.

Закончить нам бы хотелось словами Афанасьева о русской народной сказке, на наш взгляд, касающиеся сказки любого народа: «…сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды; она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою».

Анализ сказки «Лиса и журавль»

  1. Жанр сказки – сказка о животных
  2. Тема о том, как лиса и журавль угощали друг друга.
  3. Сюжет – стремительность и динамичность сюжета достигается обилием диалогов.
  4. Экспозиция – лиса и журавль подружились.
  5. Завязка – задумала лиса угостить журавля. Пошла звать его в гости.
  6. Кульминация – на другой день приходит лиса к журавлю. Он в кувшине с узким горлом приготовил окрошку, поставил ее на стол. Лиса как не вертелась, не лезет у нее голова в кувшин. А журавль ест свою окрошку, да ест.
  7. Развязка – взяла лису досада. Думала она наесться на всю неделю, а домой пошла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор дружба у лисы с журавлем врозь.
  8. Характеристика персонажей – герои сказки не смогли угодить один другому – хитрая лиса размазала угощение по тарелке и все слизала сама, журавль окрошку съел из кувшина с узким горлом и не дал лисе даже попробовать.
  9. Характеристика языка сказки – важнейший композиционный прием – момент неожиданного.
  10. Выразительные средства – используется прием антропоморфизма (звери не разговаривают, наличие поговорок, пословиц, устойчивых выражений)
  11. Эпитеты – многообразие эпитетов ( «Куманек дорогой», «Званый пир»)
  12. Идея – «Как аукнулось, так и откликнулось»
  13. Вопросы к сказке: Кто кого первым позвал в гости?

Что на угощение приготовила лиса?

Что приговаривала лиса?

Наелся ли журавль каши?

Почему журавль не наелся?

Что сделал журавль на другой день?

Чем он угощал лису?

Во что налил ей окрошку?

Сытая ли лиса ушла из гостей?

Почему лиса не наелась?

В чем мораль сказки?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год