Внеклассное мероприятие для детей 1-4 классов, посвященное Всемирному дню ребенка (с презентацией) |
Этот день в истории | |||
Автор: Цвигун Ирина Анатольевна | |||
14.01.2018 23:37 | |||
Внеклассное мероприятие для детей 1-4 классов, посвященное Всемирному дню ребенка (с презентацией) Цель: формирование представлений об основных правовых документах: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». Задачи:
Оборудование: плакаты, шары для оформления класса; книга А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; мяч; ноутбук (презентации правовой и сказочной викторины); фонограммы песен:
Ход мероприятия Звучит песня «Детство – это я и ты». Дети заходят в класс, садятся на стулья. Слайд 1 Дети читают стихи: 1. День осенний в ноябре - Праздник на календаре! День подарков и цветов, Ты встречать его готов? 2. Протяни с улыбкой руку Немцу, русскому, якуту, Англичанину, эстонцу - Пусть сияет ярче солнце! 3. Чтобы мирно жить смогли Люди в радости, любви, Взрослые на всей планете Нынче дарят праздник детям! 4. Много праздников на свете, Всех не сосчитать! Любят взрослые и дети Вместе их встречать! (слайд 2) 5. Но сегодня День ребёнка Празднует весь Мир, От Парижа до Гонконга Весть летит в эфир: Учитель. Поздравляем! Любим! Верим! Мир вам сохраним! Подрастайте! Улыбайтесь! Мы вас защитим! - Ребята, 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка, а так же еще Всемирный день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения вы имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле — Организация Объединенных Наций (слайд 3). Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право — право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка (слайд 4), в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. - И сегодня мы будем говорить о ваших правах. - А где записаны все права детей? - Ребята, права детей всего мира записаны в специальном документе. На основе Декларации прав ребенка 20 ноября 1989 года была разработана и принята Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка (слайд 5). - Конвенция — это соглашение, это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. - Ребята, назовите права детей, которые вы знаете. Выходят воспитанники, каждый читает по одной строчке, прикрепляет лепесток к ромашке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе. РОМАШКА
Мы имеем право на всём белом свете. Мы имеем право! Мы – дети! - «Каждый ребенок имеет право на жизнь» — это главное право каждого человека (слайд 6) - Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях? (Ответы детей) Было в древности государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами — выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый — пусть живет. А если слабый, больной — он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому — помогать... (слайд 7) - Александр Васильевич Суворов (24 ноября 1730—18 мая 1800) — великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России в детстве рос очень больным и хилым мальчиком. Большая сила воли, физические тренировки позволили стать ему великим полководцем России. Его имя знают миллионы людей. - Поговорим о Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена» - Условие игры: кто поймает мяч, называет свое имя и добавляет прилагательное, которое начинается на ту же букву, как его имя (например, Анна – Аккуратная и т.д.). Ученики называют свое имя, добавляя к нему прилагательное. - А как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? - Ваши имена, отчества и фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении (слайд 8). А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися). Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! Когда исполняется 14 лет, выдается другой документ. Кто знает, как он называется? (Паспорт) (слайд 9). - У наших следующих героев ни свидетельства о рождении, ни паспорта нет, но их права часто нарушаются. Определите, кто из героев сказки лишен следующих прав (слайды 10-18).
Конкурс «Песни о правах»: для каждого класса исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь. - Послушайте песню Бременских музыкантов и определите, о каких правах в ней идет речь.
- Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей) - Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком. Тренинг «Врасти в землю» (выполняется стоя). - Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает. - А теперь мы давайте почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим. Тренинг « «Спаси птенца» (выполняется стоя). – Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам. Разбор ситуаций «Права и обязанности» (слайды 18-21). - Ребята, мы знаем, что у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого». - Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют? (сценки исполняют представители каждого класса) Сценка 1 Мама. Немедленно сделай музыку тише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой! Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав. Ученики отвечают, например: «Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей». Сценка 2 Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми! Учитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права. Ученики отвечают, например: «Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности — дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!» Сценка 3 Учитель (ребенок). Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли! Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом — рисованием! Учитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности? Ученики отвечают, например: «Другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников». Сценка 4 Учитель (ребенок). Петров, ты почему на перемене бегал по классу? Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения! Учитель. Правильно ли рассуждает Петров? Ученики отвечают, например: «Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей». Сценка 5 Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил? Сын. Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей! Учитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав? Ученики высказывают свое мнение. - Выводы: нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать. - Помните золотое правило морали: «Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе» (слайд 22). Эти слова принадлежат древнему философу — мыслителю Китая Конфуцию. Учитель берет книгу, обращает внимание детей: - Вспомните разговор Малыша и мамы из сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»: «Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь. - И даже за сто тысяч миллионов крон? — спросил Малыш. - И даже за сто тысяч миллионов крон! - Значит, я так дорого стою? — изумился Малыш. - Конечно, — сказала мама и обняла его ещё раз. Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, — какая огромная куча денег! Неужели он может стоить так дорого?» - Зададим вопрос нашим учителям: «Кто дороже всего на свете?» - Задайте этот вопрос любому взрослому и вы непременно получите тот же ответ — наши дети. Дети читают стихи: Дети — это счастье, дети — это радость, Дети — это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит Бог. Дети, как ни странно, также испытание. Дети, как деревья, сами не растут. Им нужна забота, ласка, понимание. Дети — это время, дети — это труд. Дети — это будто жизнь пошла сначала: Первые улыбки, первые шаги, Первые успехи, первые провалы. Дети — это опыт, дети — это мы! 1. Мы граждане, но все же дети, Бывает, для защиты повод есть. Поэтому Конвенцию придумали на свете, Чтоб знали мы права и отстояли честь. 2. Конвенция дает всем равное право, Чтоб детских слез гораздо меньше стало, О счастье детей не только мечтают, Проблем не боятся, их вместе решают. 3. Главные права — на жизнь и свободу, На любовь и семейную заботу. На учебу, отдых, увлеченье. Социальную защиту и леченье. 4. Закон я понял, но все же, друзья, Не очень я взрослый — вот беда. Меня не послушают, могут побить, Как самому мне вопросы решить? 5. Не бойся, с тобою семья, Учитель в беде не оставит тебя. На свете много хороших людей - Помогут они, держись веселей. 6. До 18 лет права твои Охраняют взрослые люди, они Готовы тебя поддержать всегда. Теперь-то ты понял? Ну, в общем-то — да! Рефлексия - Ребята, скажите, что важного для себя сегодня на занятии поняли вы? - Для чего нужно знать свои права? (Их нужно знать, чтобы уметь защитить себя. Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе. Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности). - Надеюсь, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наш классный час подошел к концу. Спасибо всем за участие и внимание! Звучит песня «Дети солнца», дети выходят из класса.
|