Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры |
Коммуникация | |||
Автор: Боргоякова Лилия Васильевна | |||
27.08.2016 13:18 | |||
Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры В своей группе мы столкнулись с проблемой наличия у детей раннего дошкольного возраста низкой коммуникативной компетенции. Кроме того особенностью нашей группы являлось наличие детей разных возрастов основная группа это дети 2-2. 5 года. В силу своих возрастных особенностей дети отличались неумением выражать свои эмоции, чувства, просьбы, а если выражают, то это происходит в резкой форме, у детей отмечалось неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней, что приводило к проблемам в общении со сверстниками и с взрослыми. Поэтому проблему формирования коммуникативных компетенций было решено преодолевать через использование элементов сюжетно-ролевой игры. Так как в сюжетно-ролевой игре дети вступают в непосредственное общение со сверстниками. В выборе сюжета для ролевых игр основывались на ближайшем окружении ребенка, то, что наиболее знакомо, что встречается в его жизни каждый день и о чем он имеет наибольшее представление. В основном сюжетно-ролевые игры, которые мы использовали, отражали труд взрослых: «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Поход в гости». Для того чтобы игры были интересны, привлекательны и способствовали формированию коммуникативных компетенций создавали, подбирали соответствующие атрибуты к игре, пополняли предметно-игровую среду, помощь нам оказали родители сшили костюмы врача, продавца, принесли не хватающие атрибуты, содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей.
Так как воспитатель это участник игры, и исполняет роль, то, поначалу мы воспитатели брали на себя главную роль «Я продавец, дети – покупатели», «Я врач, дети – пациенты». Таким образом, проигрывалось игры какой-то период, далее видя, что дети уже готовы взять главную роль, то есть усвоили определенные ролевые навыки, овладели определенными навыками общения, могли играть и главные роли. При этом воспитатель продолжал быть игроком, способствовал развитию игрового сюжета, провоцировал на правильную реакцию, применение речевых клише в соответствии с сюжетом. В процессе игры мы видели, что детям игра доставляла радость, удовольствие, дети наряжались в костюмы врача, продавца, наряжались в гости, надевали шляпки, бусы брали с собой сумочки, учились терпению, умению договариваться в распределении ролей, подборе атрибутов, учились уступать. Потом все проигранные сюжеты, нормы общения стали переносить в самостоятельную игровую деятельность. Если какие-то моменты общения западали, то они снова обыгрывались в сюжетно-ролевых играх. Такая целенаправленная деятельность на улучшение коммуникативных компетенций велась в течение полугода. В результате системного применения элементов сюжетно-ролевых игр работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов, у детей улучшились навыки общения, обогатились сюжеты игр, усвоились определенные нормы детского сосуществования.
|