Проект по формирование этикетного речевого поведения у детей с ТНР старшего дошкольного возраста «ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ» |
Коммуникация | |||
Автор: Стуенко Татьяна Геннадьевна | |||
23.10.2021 16:56 | |||
Проект по формирование этикетного речевого поведения у детей с ТНР старшего дошкольного возраста «ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ» на 2021-2022 уч. год Учителя-логопеда Стуенко Т.Г. МДОУ ДЕТСКИЙ САД №9 «ЛАСТОЧКА» г.Ртищево Саратовская область ВВЕДЕНИЕ: Важнейшее средство общения людей — наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента. Основное назначение общепринятых формул речевого этикета — признание достоинства собеседника, проявление уважения к нему. Правила речевого этикета предусматривают форму взаимодействия людей в типичных ситуациях общения – приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, комплимент, приглашение, совет и т.д.
Речевой этикет необходимо прививать с дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в сущность родного языка. А значит, он приобретает "языковое чутье". Этикет — это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В обществе долгое время использовалось понятие "культура поведения", синонимичное этикету, что обозначает достижения в области поведения и общения. В последнее время роль этикета в нашем обществе — как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей. Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета:
С позиции решения данной формулы необходим личностно- ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. Поэтому для логопеда речевой этикет имеет особенное значение. Разнообразный речевой материал с интонационной выразительностью насыщен предложениями и высказываниями самых разных грамматических конструкций. Реализуя воспитательные цели, логопед использует материал по речевому этикету для автоматизации поставленных звуков. Владеть речевым этикетом значит:
Актуальность: В ходе наблюдения за детьми 5-6 лет в различных ситуациях общения и в результате диагностического эксперимента установлено, что дети хорошо освоили фразы приветствия и прощания, но затрудняются в выражении своих просьб, благодарностей, одобрении других людей, в принесении извинений. Комплимент и одобрение являются самыми трудными речевыми формулами для детей, в то время как они сами испытывают потребность в доброжелательном внимании, признании их достижений, одобрении, ведь сила одобрения и комплимента положительно влияет на человека, вселяет веру, стремление впредь поступать хорошо. Недостаточно богатый запас слов и выражений, неумение детей выбирать нужную формулу речевого этикета и «развернуть» ее — основные признаки недостаточной освоенности данной ситуации. Стихийного опыта детей не хватает для успешного усвоения формул речевого этикета. Необходима система мер, направленная на повышение общей культуры общения родителей и воспитателей, и самое главное, на формирование у дошкольников словаря и умение употреблять разнообразные формулы речевого этикета. Цель проекта:
Задачи:
Реализация задач:
Содержание работы с детьми по речевой этике:
Этапы обучения:
Последовательность работы на каждом этапе определяется логикой усвоения речевого материал: от восприятия средств речевого этикета к их репродуктивному воспроизведению, а затем к самостоятельному использованию в играх и смоделированных ситуациях и переносу в реальную повседневную жизнь. Заключительный этап проекта – диагностика речевого развития детей. Продукты проекта – Памятки для родителей, консультации для родителей и педагогов, мнемотаблицы, справка по результатам работы. Педагогу, который стремится развить речь ребенка до такой степени, чтобы тот был готов к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М.М. Алексеева, В.В. Гербова и др. Эти требования позволяют связать в единую нить два вопроса — развитие речи у дошкольников и обучение детей правилам речевого этикета. Планируемый результат (Целевые ориентиры):
Участники проекта: дети-логопаты, педагоги, родители. Форма работы с детьми: индивидуальная и подгрупповая. Форма работы с родителями и педагогами: информационно-консультативная Сроки проведения проекта: сентябрь-май 2020-2021 уч. год Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый (воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей), информационно-познавательный. Новизна проекта: образовательно-воспитательная, духовно-нравственная направленность коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Используемые воспитательно-образовательные технологии при реализации проекта:
Работа с родителями: Во время организованных родительских собраний, а также в интернет сообществе (в группе ватсап) проведение консультации на этикетные темы, знакомство родителей с методами работы с детьми, доведение до сознания родителей важности формирования у детей этикетного поведения и необходимости специальных занятий для этого; добиться, чтобы родителям самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; ненавязчиво расширить их сознание по содержанию современного этикета. Сентябрь- Родительское собрание. Что такое речевой этикет, и как и каким правилам речевого этикета надо обучать дошкольников. В течение учебного года
«Важные для детей комплименты родителей» «Общепринятые правила комплимента». Учите детей делать комплименты».
«Красивая речь как одно из важнейших качеств развития личности» «Учим ребенка говорить комплименты», «Семейный этикет», «Формулы вежливости»
(в течение учебного года) Мультфильмы, рекомендованные родителям для просмотра дома с детьми по теме проекта.
Работа с педагогами: «Как обучать детей правилам речевого этикета». Представление речевого материала по речевому этикету: Этикет в общении; поведение в общественных местах; этикет для малышей (младшая, средняя группа); культура поведения дома; этикет ученика. Формирование речевого этикетного поведения происходит постоянно, в любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:
Работа логопеда с детьми: Индивидуально-подгрупповая форма работы непосредственно во время коррекционного процесса по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Выполнение заданий логопеда дома с родителями по темам. Работа по проекту органично вплетена в календарно-тематический план лексических тем на учебный год. Введение в словарь детей разнообразных этикетных формул способствуют дидактические игры и речевые упражнения:
а также обыгрывание ситуаций
-Поблагодари друга за подарок так, чтобы он понял, что его подарок тебе очень понравился. Большое значение в освоении речевого этикета имеет прием словесных поручений. Первоначально педагог дает образец словесной просьбы. По мере развития речевых умений ребенок сам выбирает форму обращения. К формам общения, способствующим установлению дружеских взаимоотношений, относятся комплименты (в толковом словаре Ожегова комплимент определяется, как любезные, приятные слова, лестный отзыв). Ситуация комплимента, в сравнении с другими ситуациями речевого этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера, предполагает творчество в отборе способов выражения одобрения или похвалы. Предлагаются следующие формулы комплиментов:
Важнейшим условием обучения старших дошкольников комплиментам является создание в группе положительного эмоционального фона, дружеских взаимоотношений, личный пример взрослого в искренности и уместности включения комплиментов в различные ситуации общения. Введению комплиментов в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические игры и упражнения: - Лучший комплимент для мамы, папы и т.д. - Доброе слово для друга. - Поддержка и одобрение самого себя -беседы по картинкам, проблемные ситуации (Демонстрационный материал «Я и другие» Фесюкова Л.Б. социально-личностное развитие) - обсуждение с дошкольниками таких вопросов как:
Используемые современные образовательные технологии и методики: - Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)
- повышение активности ребенка с речевыми нарушениями через общение со взрослым.
-побуждение детей к подражанию и активному применению речи на всех уровнях ее становления. Вывод: на конец учебного года большинство детей
|