Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни
Методическая разработка. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни.
- Воспитывать положительное отношение процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.
- Проводить режимные моменты точно по режиму.
- Постоянно закреплять ранее приобретённые умения и обучать новым умениям.
- При проведении процессов воспитывать культурно – гигиенические навыки.
- Воспитывать у детей правила проведения, с тем или иным процессом.
- Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные предметы: показ. Прямая помощь, словесные указания и объяснения, напоминания.
- Процессы проводить постепенно не допускать чтобы дети ожидали друг друга.
- Учитывать индивидуальные способности и состояние ребёнка в данный момент.
- относиться к каждому ребёнку чутко, ласково, заботливо, понимать настроение ребёнка, учитывать его желания и потребности.
- Использовать кормление, одевание и умывание в целях развития речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организованного поведения.
Методические правила проведения кормления:
1. При проведения кормления необходимо воспитывать следующие навыки и умения:
- мыть руки перед едой;
- принести свой стульчик и сесть за стол;
- держать ложку правой рукой, кушать аккуратно, держать ложку правильно;
- есть всё, что полагается;
- есть с хлебом;
- пользоваться салфеткой;
Формирование правил поведения:
- не мешать другим детям во время еды
- не выходить из-за стола пока не окончен приём пищи
- процесс кормления детей должен проходить по режиму дня где чётко подписано время кормления детей
- перед едой дети должны играть только в спокойные игры
- детям моют руки только когда нянечка принесла пищу в столовую комнату, няня берёт 2-3 детей и идёт с ними мыть руки, эти дети садятся за стол и начинают приём пищи.
- няня в первую очередь берёт тех детей которые плохо кушают, младших, ослабленных. Возбуждённых детей сажают за стол последними, тогда, когда воспитатель и няня могут уделить им больше внимания.
- предложив ребёнку идти мыть руки нужно напомнить ребёнку, что бы он убрал игрушки на место с которыми он играл.
- подавая детям еду воспитатель должна сама попробовать питание, следить за тем что бы пища была красиво оформлена, называть блюдо которое ставит перед ребёнком.
- второе и третье блюдо подаются сразу как ребёнок съел первое блюдо.
- питание раздаёт воспитатель и следит за оставшимися играющими детьми, (в начале обеда), даёт указания убрать игрушки, следит за позой детей во время еды, напоминает о правилах поведения за столом.
- обращение воспитателя не должно быть обращено ко всем детям. Она обращается к одному ребёнку или группе детей сидящих за одним столом, при этом говорить не громко.
- нянечка и воспитатель в процессе еды следят, что бы за столами в процессе еды всегда было чисто.
- докармливает детей воспитатели или няня, сидя на стульчике с правой стороны от ребёнка, не ложкой ребёнка, а чистой ложкой (на каждого ребёнка).
- ребёнок как только поел, выходит из-за стола, говорит «спасибо» и идёт играть.
- подготавливаясь к обеду, воспитатель привлекает нескольких детей (детей дежурных) к помощи накрыть на стол. Они расставляют стульчики, расставляют тарелки.
Воспитатель должен следить, что бы дети пользовались салфеткой во время еды по мере загрязнения.
Методические правила проведения одевания и раздевания:
1. В процессе организации одевания и раздевания детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки: научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь, расстёгивать и застёгивать пуговицы спереди, развязывать шнурки, знать алгоритм раздевания и аккуратно складывать снятую одежду.
Формирования правил поведения
- начав раздеваться, не отвлекаться игрой
- аккуратно убирать одежду
- помогать товарищам, соблюдать тишину в спальне
- развивать ориентировки в окружающем
- знакомить с различными свойствами и качествами предметов
- обогащать словарь и т.д.
2. Перед укладывание детей на сон дети должны быть спокойны, воспитатель организует спокойные игры и т.д.
3. Укладывание детей проводиться постепенно, приглашается 5-6 детей в спальню, остальные дети играют.
4. Приглашать спать детей первыми нужно детей более младших или физически более слабых которые в это время ни чем не заняты, быстро утомляются или дома плохо спалю
5. Спокойно засыпающих детей нужно укладывать первыми, а более активных детей –последними. Воспитатель освободившись от укладывания детей, сможет побыть у того ребёнка, кто плохо засыпает, не может успокоиться.
6. Возбуждённого ребёнка следует прежде успокоить, а потом укладывать спать.
7. Любой ребёнок, как только проснулся должен встать, одеться, посетить туалетную комнату а потом самостоятельно играть.
8. Если ребёнок просыпается медленно и некоторое время после сна бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нужно дать ему немножко полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.
9. Во время сна детей в спальне обязательно должен находиться взрослый.
10. Ребёнок должен спать днём не менее 2.5 часа.
Методические правила проведения умывания:
1. При умывании детей стоит воспитывать следующие навыки и умения:
- Обучать детей не обливаться, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.
- использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.
2. Первых направляют умываться тех, кто медленно ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти.
3. Перед умыванием воспитатель засучивает рукава детям.
4. Одновременно няня умывает 2-3 детей, не торопясь давая детям возможность умываться самостоятельно.
Методические правила высаживания, туалета:
- Закреплять умения садиться на горшок.
- Прививать элементарные культурно – гигиенические навыки:
- пользоваться только индивидуальными предметами ухода (полотенцем, горшком)
- замечать грязное лицо и непорядок в одежде (спущенные колготки, не застёгнутые пуговицы)
- вытирать самому нос.
Обязательно высаживать всех детей перед дневным и сном, перед прогулкой, среди дня- индивидуально.
Методические правила проведения прогулки:
- Прогулка должна проводиться систематически. Отменяется прогулка только по указанию врача или старшей медицинской сестры.
- Прогулка должна обогащать детей интересными впечатлениями о природе и окружающей жизни. Ребёнок получает большую возможность двигаться.
- Одеваются дети на прогулку постепенно: одни дети занимаются с воспитателем, а других одевает няня. Когда половина детей одеты, они выходят с воспитателем или няней на улицу, остальные продолжают одеваться с помощью взрослого.
- Одевание детей организуется в определённой последовательности: дети подходят к шкафчикам, берут колготки, ботинки, садятся на скамейки, одеваются самостоятельно или с помощью взрослого. Затем берут головные уборы, кофты, которые им одевают взрослые. После этого взрослые одевают детям курточки, перчатки, завязывают шарфы или одевают манишки.
- Одевать детей следует соответственно погоде.
- Во время одевания стоит говорить с детьми о предметах одежды (меховая шубка, розовый шарфик, тёплая шапка), о погоде, о игрушках, с которыми будут играть на прогулке, за чем будут наблюдать.
Формирование правил поведения:
- вежливо обращаться с просьбой
- благодарить
- ходить спокойно, не толкаясь.
7. В общении с детьми воспитатель использует весёлые шутки, стихи, прибаутки например: «Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал»
8. На прогулке большую часть времени дети играют самостоятельно. Прогулка состоит из пяти частей: 1.Наблюдение, 2.Подвижные игры 2-3 игры, дидактические игры, 3.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств. 4. Труд детей на участке. 5. Самостоятельная игровая деятельность.
9. Во время прогулки воспитатель регулирует деятельность каждого ребёнка, следит что бы дети не мёрзли, а другие не перегревались, следит за внешним видом детей, исправляет неопрятность в одежде, воспитывает потребность пользоваться салфетками, обращаться за помощь к воспитателю.
10. Воспитатель должна видеть каждого ребёнка в течении всей прогулки, следить за его настроением, занятостью.
11. На прогулке сама воспитатель должна быть активной и постоянно общаться с детьми.
12. С прогулки возвращаться не позже чем за 30 минут до еды, что бы отдохнуть, поиграть, вымыть руки.
13. Возвращаются с прогулки те, кто раньше вышел гулять, дети, которые начали охлаждаться.
|