Развитие у детей коммуникативных способностей в играх "Картотека игр" |
Коммуникация | |||
Автор: Головко Ирина Николаевна | |||
06.11.2016 13:43 | |||
Развитие у детей коммуникативных способностей в играх "Картотека игр" Головко Ирина Николаевна Воспитатель МБДОУ детского сада №2 Ст. Каневская Коммуникативная компетентность дошкольника включает в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Вместе с тем практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов. Известно, что игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки. Любая из представленных далее игр многофункциональна, но у всех есть общая цель — развитие коммуникативных навыков.
Предлагаемая система, состоит из четырех блоков:
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно — в виде «игровых пятиминуток». При знакомстве с правилами игры воспитатель должен продумать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры. Помните! Ребенок имеет свои коммуникативные права:
РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ СОТРУДНИЧАТЬ Учим слышать, понимать и подчиняться правилам «Зайчики и лиса» Описание игры: Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту-другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает». Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали — зайки в лес все убежали». Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в четком соответствии со словесными указаниями воспитателя. «Заинька, выходи!» (русская народная игра) Описание игры: Все становятся в круг, выводят одного на середину и говорят: - Будешь зайчиком! Зайчик спрашивает: - А что мне надо делать? Ему отвечают: - Мы тебе будем рассказывать, мы тебе будем показывать, что надо делать! Пошли все вокруг зайчика и запели:
- Серенький, выходи! - Вот так, этак выходи! - Вот так, этак выходи! И показывают зайчику, как надо выходить. Зайчик вышел на середину круга. А хоровод поет ему:
- Серенький, поди в садик! - Вот так, этак поди в садик! - Вот так, этак поди в садик! И сделали шаг вперед — показали, как выходят в садик. Зайчик пошел по "садику, по кругу, направо или налево, куда ему вздумалось. А все запели:
- Серенький, погуляй! - Вот так, этак погуляй! - Вот так, этак погуляй! Посмотрел заинька, как другие гуляют, и стал тоже гулять в кругу — ходит не спеша то туда, то сюда. А все его просят:
- Серенький, повернись! - Вот так, этак повернись! - Вот так, этак повернись! И все разняли руки и быстро повернулись. И зайчик повернулся. Затем взялись опять за руки, пошли и стали просить зайчика:
- Серенький, топни ножкой! - Вот так, этак топни ножкой! - Вот так, этак топни ножкой! И показали, как топают ножкой. Заинька тоже стал топать ножкой — и раз, и два, и три. А те, что водят хоровод, не отстают:
- Серенький, руки в боки! - Вот так, этак руки в боки! - Вот так, этак руки в боки! Сами все подбоченились: смотри зайчик! И зайчик тоже руки в боки. После этого стали просить:
- Серенький, поскачи! - Вот так, этак поскачи! - Вот так, этак поскачи! И принялись все скакать. И зайчик тоже стал скакать. А потом запели:
- Серенький, попляши! - Вот так, этак попляши! - Вот так, этак попляши! И все заплясали. А вслед за всеми заплясал и зайчик. Стали просить заиньку, чтоб он выбирал на смену себе другого зайчика:
- Серенький, выбирай! - Вот так, этак выбирай! - Вот так, этак выбирай! И показывают как надо выбирать: вертеть головой из стороны в сторону, высматривать. Не отстает хоровод от зайчика:
- Серенький, поклонись! - Вот так, этак поклонись! - Вот так, этак поклонись! После этого все запели:
- Серенький, лапкой тронь! - Вот так, этак лапкой тронь! - Вот так, этак лапкой тронь! Показали, как надо лапкой тронуть. Кого заинька тронет лапкой тот и будет новым заинькой, и вся игра начинается сначала. «Менялки игрушек» Цель: Эта игра учит взаимодействию с окружающими при помощи не только вербальных, но и невербальных средств, например, осуществлять контакт глаз. Описание игры: Все дети встают в полукруг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, сколько попы ток дается ведущему для отгадывания. «Менялки» Описание игры: Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг — стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т. д,.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим. «Совушка-сова» Описание игры: Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребенок — сова; остальные — лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и тд.), птички бегают вокруг нее, осторожно к ней приближаются. Воспитатель. Совушка-сова, большая голова, На дереве сидит, головой вертит, Во все стороны глядит. Вдруг она как полетит... При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется. В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!»), по которому они должны остановиться.
|