Использование альтернативной (дополнительной) коммуникации (PECS) для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра |
Коммуникация | |||
Автор: Аюпова Елена Евгеньевна Пестренина Лариса Евгеньевна | |||
28.09.2024 10:50 | |||
Использование альтернативной (дополнительной) коммуникации (PECS) для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Формирование коммуникативных навыков – одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования ориентирует педагогов, работающих с детьми с РАС на оптимизацию развития детей данной категории в период дошкольного детства, достижение ими возможно более высокого уровня сформированности социальных и коммуникативных навыков. Применение средств альтернативной (дополнительной) коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для неговорящих детей с ментальными нарушениями. Если такой ребенок никогда не говорил, то он может демонстрировать агрессивное и проблемное поведение, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной (дополнительной) коммуникации предоставит ребенку с РАС адекватный способ для коммуникации с другими людьми.
Одно из средств альтернативной коммуникации -коммуникационнаясистема обмена изображениями PECS разработана Лори Фрост иЭнди Бонди в1985 году. Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) — это модифицированная программа прикладного поведенческого анализа (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом — некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь. В методику включены шесть основных этапов обучения:
Для включения обучающихся в программу PECS сначала необходимосформировать у детей базисные коммуникативные навыки. Но и даже после проведенной работы небольшой процент воспитанников (примерно 30%) показали готовность к 1 этапу по программе формирования коммуникативных навыков с использованием карточек PECS. У детей отмечалась зачатки преднамеренной коммуникации, желание попроситьпредмет/игрушку с помощью указательного жеста или показа на него рукой родителя/педагога, дети научились выполнять два-три действия по подражанию, использовали жесты «да», «нет». Входе реализации программы большая частьвоспитанников с РАСосвоили навыки 1 и 2 этапаиспользованияPECS. Успешность в освоении навыковобъясняется следующими факторами: готовность к общению, соблюдение этапов и выполнение участниками учебного процесса рекомендаций в формировании коммуникативных навыков по PECS, активное участие родителей в этом процессе. Коррекцию речевых расстройств и развитие коммуникативных навыков у воспитанников с РАС следует начинать как можно раньше, т.к. требуется очень длительный период систематической работы команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка с РАС затруднительно. Если речь не может быть средством коммуникации, необходимо как можно раньше предложить ребенку другую, альтернативную систему, принимая во внимание, что язык играет основную роль в социализации ребенка. Система альтернативной коммуникации позволяет детям, не владеющим речью или имеющим системные нарушения речи, получить средство коммуникации, позволяющее выразить свои потребности и желания. Включение в коррекционную работу сдетьми с РАС средств альтернативной коммуникации может повысить уровень их адаптации и социализации, улучшить качество жизни.
|