Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игровую деятельность»
Коммуникация
Автор: Ильясова Резидя Мухамметовна   
27.09.2024 23:35

«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игровую деятельность»«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игровую деятельность»

Проектная работа в рамках образовательной программы

Авторы проекта: Ильясова Р.М

Введение

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с ЗПР испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка со статусом ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих детей зависит и уровень их дальнейшей социализации.

 

Скачать проект

Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитание доброго отношения детей кдругдругу, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.

Актуальность:

У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:

  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
  • Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
  • Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
  • Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.
  • Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
  • Коррекция нежелательных черт характера и поведения.

Цель проекта: Создание условий для развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ посредством игровой деятельности в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Задачи:

  1. Развивать коммуникативные навыки
  2. Создать положительный эмоциональный комфорт в группе;
  3. Формировать у детей адекватную самооценку.

Целевая группа проекта: дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: Особенности личности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: Особенности субъективного благополучия личности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Проектное решение

Речевые и коммуникативные навыки (навыки общения) у детей с ОВЗ необходимо специальным образом, в специально организованной обучающей среде формировать. Для создания предпосылок к развитию речи необходимо включать в коррекционно – воспитательные занятия такие виды деятельности как игра, конструирование и т.п. Коллективная деятельность детей при этом выступает движущей силой, основой для формирования самой потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослым, основой развития коммуникативных умений. В процессе проведения занятий необходимо создавать ситуации, прежде всего игровые, в которых у детей возникнет потребность, желание общаться друг с другом, договариваться, налаживать контакт. Продолжать подобную работу необходимо и вне занятий: на прогулке, в досуговой деятельности. Все это, в конечном итоге, будет способствовать развитию коммуникативных умений и навыков детей, желанию общаться со сверстниками, более полному познанию окружающего мира.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры-инсценировки, игры-забавы, игры — соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

При формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы нужно учитывать особенности разноуровневого развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Для этого необходимо помнить несколько простых правил:

  1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.
  2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за взрослыми.
  3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.
  5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
  6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.

Для детей с ОВЗ нужно создавать игровые ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную. Нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.

Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие виды: игры-инсценировки, игры-забавы, игры — соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль в словесной форме.

При проведении воспитательных занятий, самоподготовки я стараюсь создать комфортный климат в группе, такой психологический настрой, чтобы у детей было желание высказывать своё мнение, не бояться ошибиться или быть не понятым.

Среди игр и упражнений в работе можно отдать предпочтение дидактическим, творческим, подвижным, пальчиковым, сюжетно-ролевым играм, которые имеют заметное влияние на развитие коммуникативных навыков. Также можно использовать задания на пересказ коротких рассказов с опорой на наглядность, составление рассказа по картинке, шуточные загадки.

Система игр на развитие коммуникативных навыков состоит из четырех блоков:

  • игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;
  • игры и упражнения на развитие умения активно слушать;
  • игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;
  • игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.

Для установления дружеских симпатий, снятия скованности, положительного эмоционального настроя в начале занятия в качестве разминки я провожу игру-приветствие. Дети должны поприветствовать друг друга необычными способами: поздороваться плечом, кончиком носа, спиной, тыльной стороной ладони и т.д. После того, как все это у них получилось сделать, они остаются очень довольны.

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В таких играх воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Сюжетно-ролевые игры я использую на внеклассных занятиях, когда мы проходим такие темы, как «В музее и на экскурсии», «В магазине», «Я — пассажир», «Общение в ученическом коллективе», «Правила поведения в общественных местах», «Учись быть вежливым».

Игры с правилами – дидактические, настольные — способствуют познавательному развитию, а также умению договариваться. В дидактических играх ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи, у них развиваются познавательные способности, умение сдерживаться и управлять своим поведением. Дети учатся применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, у них активизируются разнообразные умственные процессы, и они получают эмоциональную радость. Дидактические игры я применяю при проведении самоподготовки, чтобы активизировать внимание, память, сообразительность, настойчивость и подготовить детей к выполнению домашнего задания.

Особую группу составляют игры – забавы и подвижные игры. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их назначение – повеселить, позабавить, порадовать детей. Подвижные игры дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросании и т. д. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развиваются воля, речевая коммуникация, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:

  • Соответствие игры возрасту ребенка;
  • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  • Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
  • Учет структуры дефекта;
  • Соответствие коррекционной цели занятия;
  • Учет принципа смены видов деятельности;
  • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
  • Игрушки и пособия должны быть безопасны.

При выполнении упражнений дети оперируют словесным, наглядным и практическим материалом. Активный интерес к упражнению стимулируется с помощью занимательной формы заданий, небольших поощрительных призов, создающих атмосферу успеха. В работе используется иллюстративный материал с изображением ситуаций из жизни, опорные карточки с образцами начала фраз, пиктограммы, подбор песен, пословиц.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это:

  • Совмещение элементов игры и учения;
  • Переход от игр-забав через игры-задачи к учебно–познавательной деятельности;
  • Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;
  • Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;
  • Единство обучающих и воспитательных воздействий.

Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.

Умение быть внимательным к сообщениям педагога, умение начать разговор, слушать и слышать партнера, понимать сказанное, умение выразить намерение, просьбу отрабатывается через групповые дискуссии, обсуждение различных ситуаций, беседы, тренировочные упражнения.

Умение совместно планировать предстоящую деятельность, ориентироваться на партнера, не создавать или правильно выходить из конфликтных ситуаций, принимать комплименты и выслушивать критику, правильно задавать и отвечать на вопросы, вести переговоры со знакомыми и незнакомыми людьми, вести разговор по телефону развивается на экскурсиях, через работу со сказкой, литературным произведением, через сюжетно-ролевые игры.

Правила игр задаются таким образом, что для достижения определенной цели дети должны доносить суть действия так, чтобы партнер точно понял, что и как делать, куда идти, как выполнять то или иное действие.

Чтобы мотивировать детей на развитие такого коммуникативного навыка как умение слушать и слышать, быть внимательным к сообщениям взрослых и товарищей, решалась такая задача: «Почему у человека два уха, два глаза и только один язык». Ответив на такой вопрос, дети пришли к выводу, что очень важно, чтобы их слышали.

Исходя из наблюдений за детьми в процессе проведения различных игр и упражнений, можно констатировать заинтересованность, положительный эмоциональный настрой детей, раскрепощенность в общении. Этому способствовала доброжелательная атмосфера и азарт самых активных участников.

Оценка эффективность проекта

Критерии составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и программы Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

Основные критерии:

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:

  1. Развитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания (самостоятельность и независимость выполнения в быту;
  2. Адекватность представлений о здоровом образе жизни (выполнение физических упражнений, правильное и культурное питание);
  3. Умение использовать вещи в соответствии с их функциональным назначением;
  4. Умение включаться в разнообразные повседневные дела (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе).

Представления о себе, семье, обществе:

  1. Умение называть имя, фамилию, половую принадлежность, возраст, адрес;
  2. Знание частей своего тела, их функционального назначения;
  3. Умение называть родителей по имени и отчеству, понимание родственных связей;
  4. Представление о городе, стране (названия);
  5. Представления о школе и деятельности в ней;
  6. Представления о профессиональной деятельности людей, уважение к труду взрослых.

Овладение навыками коммуникации:

  1. Владение средствами коммуникации (невербальная, жестовая, знаковая, звуко — комплексная, фразовая речь);
  2. Умение взаимодействовать со взрослыми в быту и на занятиях;
  3. Умение эмоционально — положительно взаимодействовать и общаться со сверстниками в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой);
  4. Участие в совместной драматизации сказок;
  5. Участие в праздниках и коллективно-досуговой деятельности.

Усвоение моральных и нравственных ценностей:

  1. Адекватные формы поведения в знакомых ситуациях, на прогулке, в группе;
  2. Адекватные способы взаимодействия со сверстниками в повседневной жизни, с предметами окружающего мира, с взрослыми;
  3. Элементарная самооценка своих поступков и действий;
  4. Навыки безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте;
  5. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Уровень развития и формирования жизненной компетенцииоценивается по пятибалльной системе:

  • Высокий уровень – 5 баллов. Умение проявляется всегда, сформировано осознанно.
  • Средний уровень – 4 балла. Умение проявляется часто, адекватно понимается.
  • Ниже среднего уровень – 3 балла. Умение проявляется, но не во всех ситуациях, недостаточно понимается.
  • Низкий уровень – 2 балла. Умение проявляется редко, понимается с трудом.
  • Крайне низкий уровень – 1 балл. Умение не проявляется никогда, ребенок не понимает.

Риски реализации проекта и пути их преодоления

В образовательном учреждении обучаются разные категории детей с ОВЗ. Развитие коммуникативных навыков конкретной категории имеет свои специфические особенности.

Так, для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в частности, с детским церебральным параличом (ДЦП), характерно снижение коммуникативной потребности в общении. Отмечаются также трудности построения связного речевого высказывания, что порой затрудняет понимание окружающими того, что хочет ребенок до них донести. В некоторых случаях может наблюдаться неразборчивость речи, что, в свою очередь, так же негативно сказывается на всем процессе коммуникации ребенка с ДЦП.

Дети с ТНР не стремятся к общению со сверстниками и со взрослыми, у детей возникают трудности формулирования и вербальной передачи своих мыслей. Помимо этого у детей наблюдаются страхи вступления в вербальный контакт с окружающими.

Дети с нарушениями интеллекта характеризуются низкой познавательной активностью, в частности к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Ограниченность социального опыта и особенности интеллектуального развития сказываются отрицательно на одной из главных функций общения — регулирующей, что, в свою очередь, значительно затрудняет формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями интеллекта: дети не умеют ориентироваться в ситуации общения. Ограниченность импрессивной и экспрессивной речи, в связи с этим трудности в формулировании связного высказывания также отрицательно влияют на развитие навыков общения у детей.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) крайне неоднородная группа детей с ООП. У детей отмечаются расстройства импрессивной речи, что затрудняет установление контактов с окружающими. Главной особенностью данной категории детей является недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, отрешенность от внешнего мира, в связи с чем процесс коммуникации не может осуществляться в полной мере. Не менее важной особенностью является неспособность детей с РАС участвовать в диалоге.

У детей c задержкой психического (ЗПР) развития в связи с незрелостью очень часто не умеют выражать свои чувства, они не понимают чувства других людей. Несформированность эмоционального поведения ведет за собой нарушения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

В результате реализации проекта происходит:

  • Развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
  • Развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи;
  • Развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (овладение мимикой, жестами);
  • Развитие диалогической речи (например, через драматизацию сказок, рассказов, рассказов, картинок, игр, занятий);
  • Развитие способности понимать мотивы поведения и характеры литературных персонажей;
  • Развитие связной речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие эмоциональной сферы.

Дальнейшее развитие проекта

Началом работы по теме опыта «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игровую деятельность» стало проведение социометрических исследований, ежедневные наблюдений за детьми.

По результатам наблюдений выяснилось, что не все дети помогают друг другу в тех или иных ситуациях, многие неуступчивы в играх, при совместных играх не учитывают мнение своих сверстников, очень часто обращаются за помощью взрослого. Данные условия мешают формированию и развитию коммуникативных навыков, однако во время игровой деятельности у некоторых детей может наблюдаться небольшая положительная динамика в усвоении новых игровых ролей.

Для более успешного овладения дошкольниками коммуникативных навыков можно проводить элементы коррекционной работы на всех занятиях в дошкольном учреждении: на лепке, на рисовании, в ходе занятий по формированию элементарных математических представлений, физического и музыкального воспитания, в процессе индивидуальной коррекционной работы. Так же коммуникативные навыки развиваются в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических и других видах игр, в повседневной жизни, в процессе живого общения с ребёнком.

По результатам проекта, можно сделать следующий вывод:

Для развития социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ необходимы специфические психолого-педагогические условия: применение коммуникативных игр будет способствовать формированию адекватных, положительных социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, создадут благоприятные условия для социальной адаптации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год