Формирование социально — коммуникативной грамотности у младших дошкольников через реализацию проекта «Домашние животные» |
Коммуникация | |||
Автор: Лисиченко Ирина Михайловна | |||
07.08.2023 07:55 | |||
Формирование социально — коммуникативной грамотности у младших дошкольников через реализацию проекта «Домашние животные» В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из ведущих приоритетов образования является социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Детям нужно помогать строить общение, контролировать этот процесс. Для этого существуют разные виды деятельности, и проект является эффективным и продуктивным средством. Учитывая возрастные особенности детей группы, мной была выбрана тема проекта «Домашние животные». Домашнее животное в семье — это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества. Забота о животном помогает ребенку развить коммуникативные навыки. Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели)
Вид проекта: познавательно-игровой Вид деятельности: игровой, коммуникативный. Участники: педагог, воспитанники группы, родители. Проблема проекта: Дети в раннем возрасте не имеют достаточных знаний о домашних жи-вотных и их детёнышах, о повадках, о доброте отношения к домашним жи-вотным. Актуальность проекта: Любовь, понимание и забота — это именно те качества, которые должен проявлять каждый человек по отношению к окружающему миру. Нужно внушать ребёнку, что животные – это такие же живые существа, как и мы с вами, им тоже может быть больно, обидно, страшно, они также могут мерзнуть от холода и хотеть есть. Работа над проектом позволяет расширить представления у детей о домашних животных, а также знакомит с правилами ухода за ними. Цель: обогащение знаний детей о домашних животных Задачи: Обобщить и расширить знания детей о домашних животных Познакомить детей с характерными особенностями домашних живот-ных и их детёнышей: чем питаются, где живут, какую пользу приносят лю-дям. Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой дея-тельности. Воспитывать доброту, заботливое отношение к домашним животным. Предполагаемый результат: - у детей сформируются элементарные представления о внешнем виде, образе жизни и особенностях питания. - у детей появится интерес к домашним животным. -усвоят нормы и правила поведения с домашними животными, научатся бе-режно и заботливо относиться к ним. -научатся общатся со сверстниками и взрослыми. -обогатится предметно — развивающая среда группы по теме «Домашние животные». -расширится взаимодействие с родителями. Проект состоит из трех этапов. 1этап — подготовительный Постановка цели и задач проекта. Изучение методической литературы, сбор материала необходимого для реа-лизации цели проекта, подбор наглядных пособий. Подготовка материала для работы с родителями. 2 этап — основной (практический) Проект реализовался в рамках образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие. Рассматривали книги, иллюстрации. Читали стихотворения (Агния Барто «Лошадка», С.Маршака «Усатый — полосатый», Г. Сапгир «Кошка»,), потешки ( «Как у нашего кота…», «Киска, киска, киска, брысь…», «Кисонька — мурысенька», песенок «К нам пришла собачка…», «Киска к деткам подошла…»), сказки о животных (рус. народная сказка «Репка» и др.). Беседовали о домашних животных и их детенышах ( «Домашние жи-вотные», «Как мы заботимся о домашних животных»). Играли в пальчиковые игры: «Идёт коза — рогатая», «Домашние животные», «Котёнок». На занятиях по рисованию рисовали «Усы для котёнка», «Дорисуй лошадке хвостик»; лепили «Клубок для котика», «Пятнышки у коровы». На музыкальных занятиях разучивали песенки «Кошка к деткам подо-шла», «Собачка», которые потом с удовольствие пели в группе. Слушали музыкальные произведения: «Лошадка» музыка М. Симанского, «Кошечка» музыка М. Ломовой, «Кошка и котята» музыка В.Витлина, «Корова» музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской. Играли в сюжетные игры «У бабушки в гостях», «Собачка заболела». Очень интересно проходили дидактические игры: «Отгадай, кто это?», «Кто как разговаривает?», «Чей малыш?», «Кто что ест?», «Найди пару», «Чья тень?»; игры со строительным материалом: «Заборчик для собачки», «Домик для кошки». На занятиях по физическому развитию разучили комплекс утренней гимнастики «Кошечка», подвижные игры «Куры и кошка», «Лохматый пёс», «Лошадки», «Не боимся мы кота»; физкультминутки: «Бегал по двору щеночек», «Козочка», «Хитрый кот». В свободной деятельности использовали сенсорные коробки, игры с крупами, игры-шнуровки. Для успешной реализации проекта, большое значение имеет тесное со-трудничество с семьями воспитанников. Совместно с родителями оформлена фотовыставка «Наши маленькие друзья», изготовлен макет «Домик в деревне». Родителям были предложены: консультация «Влияние домашних пи-томцев на личность ребёнка», буклет «Домашние животные — вред или польза?», памятка «Правила поведения с животными». Подобран список художественной литературы для чтения детям дома. 3этап — заключительный Итоговым мероприятием было проведено развлечение «В гости к ба-бушке» Выводы: В результате проведённой работы у детей сформировалось представление о домашних животных. Дети узнают животное по внешнему виду, знают, где они живут, чем питаются, как надо за ними ухаживать. Расширились коммуникативные и творческие способности детей. Изготовление макета позволило наглядно представить среду обитания домашних животных. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей способствовала развитию познавательного интереса у детей. Лисиченко Ирина Михайловна Воспитатель 1 квалификационной категории МКДОУ детского сада «Рябинка» г. Тайшета
|