Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коммуникация
Автор: Носова Ксения Николаевна   
14.03.2023 04:49

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Научно-исследовательская статья

Носова Ксения Николаевна Студент НТГСПИ (ф) ФГЛОУ ВО РГППУ

Научный руководитель: Трофимова Елена Давидовна к.п. н., доцент кафедры ППО НТГСПИ (ф) ФГЛОУ ВО РГППУ

Аннотация. В настоящее время, в дошкольном образовании, уделяется большое внимание развитию речевых навыков и коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Многие ученые разрабатывают различные методики развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Включение игры в реализацию этих методик является важным условием их реализации. Один из подходов в реализации этих методик рассматривается игра-драматизация. Игра является многогранным понятием, которое означает отдых, занятие, забаву, развлечение, соревнование, потеху, тренинг, упражнение, в процессе которых осуществляется требование взрослых по отношению к детям, требования детей к самим себе. В игре язык ребенка бурно развивается, грамматически оформляется его речь. Освоение форм и функций речи – побочный продукт игры. В ходе сюжетно-дидактических игр и игр-драматизаций интенсивно формируется процесс синтаксической структуры детских высказываний, перевод неречевых средств общения (жестов, мимики, взглядов) в речевые и, что немаловажно, усваивается структура текста в связном повествовании.

 

Ключевые слова: развитие образования, дошкольное образование, развитие речевых навыков, коммуникативные умения, дети дошкольного возраста, игра-драматизация.

GAME-DRAMATIZATION AS A MEANS OF DEVELOPING COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE

Nosova Ksenia Nikolaevna

Student

NTGSPI (f) FGAOU IN RGPPU

Scientific supervisor:

Trofimova Elena Davidovna

PhD, Associate Professor of the Department

ACCORDING TO NTGSPI (f) FGAOU IN RGPPU

Abstract. Currently, in preschool education, much attention is paid to the development of speech skills and communication skills of preschool children. Many scientists are developing various methods of developing the communicative skills of older preschool children. The inclusion of the game in the implementation of these techniques is an important condition for their implementation. One of the approaches to the implementation of these techniques is considered a dramatization game. The game is a multifaceted concept that means rest, occupation, fun, entertainment, competition, fun, training, exercise, in the process of which the requirement of adults in relation to children, the requirements of children to themselves is carried out. In the game, the child"s language is rapidly developing, his speech is grammatically formed. Mastering the forms and functions of speech is a by–product of the game. In the course of plot-didactic games and dramatization games, the process of syntactic structure of children"s utterances is intensively formed, the translation of non-verbal means of communication (gestures, facial expressions, looks) into speech and, importantly, the structure of the text in a coherent narrative is assimilated.

Keywords: development of education, preschool education, development of speech skills, communication skills, preschool children, play-dramatization.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам, связанных с общением, от которого зависит мироощущение и развитие личности человека. Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для этого развития, в связи, с чем большое значение имеет поощрение и поддержка общения детей в детском саду.

Старший дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития личности и психического здоровья ребенка. Его называют веком игр, так как в этом возрасте игры являются ведущей деятельностью. Общение – очень важная составляющая жизни ребенка, и от того, насколько ребенок овладеет приемами общения, будет зависеть его успех в процессе взросления. Общение ребенка дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми способствует развитию у него собственных коммуникативных навыков в рамках наглядных ситуаций, в которых происходит общение. [3, с. 28]

Педагоги дошкольных учреждений сообщают, что у многих детей плохое речевое и языковое развитие, и поэтому они нуждаются в поддержке. Потребность в различных способах поддержки общения огромна. [4, с. 325]

Часто родители жалуются, что дошкольникам сложно общаться. Все дети разные, и у каждого ребенка разные проблемы. Например, застенчивым детям очень трудно установить первый контакт. Боятся насмешек, отказа, оценок сверстников.

У других детей, которые как бы общаются довольно легко и непринужденно, общение не приносит желаемого удовлетворения. Происходит это потому, что в дошкольном возрасте дети только начинают осваивать тонкости общения.

По данным ряда исследований авторов (Д. Гюров, Б. Ангелов, И. Колева, Э. Русинова, А. Бодалев, Э. Смирнова, Г. Андреева, М. Лисина, Ю. Коломинский, У. Бронфенбреннер, Г. Мид и др.) высокий уровень развития в этом возрасте общение является необходимым условием успешной адаптации ребенка в той или иной социальной среде, определяя практическое значение его совершенствования с самого раннего возраста. [6, с. 88]

Многие исследователи обращают внимание на то, что развитие коммуникативных навыков оказывает непосредственное влияние на психическое здоровье ребенка и его работоспособность. (Н. Витанова, З. Богуславская, Н. Галигузова, М. Лисина, Э. Смирнова, Д. Арам и Н. Холл, Р. Бейкман, А. Джейтс, М. Вингейт и др.).

Проводя больше времени перед телевизором или компьютером, дети, как правило, меньше общаются как со взрослыми, так и со сверстниками. Следовательно, это делает их менее восприимчивыми к другим. Чтобы преодолеть эти трудности, следует уделять больше времени развитию межличностного общения и его поощрению.

Проблема, связанная с организацией процесса общения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, является приоритетной. В связи с этим возникает необходимость поиска новых возможностей для его развития. Учитывая возрастные особенности детей 5-7 лет, наиболее подходящим средством для достижения этой цели является игровая среда и, в частности, игра-драматизация.

Игра-драматизация используется для измерения инициативы общения. Цель игры — поощрение инициативы в общении у детей и формирование социальных навыков координации своих действий.

Инструкция — учитель заранее сообщает всем командам, что в ходе игры по три участника от каждой команды обязаны давать согласие перед каждым новым ходом игры.

Порядок проведения – дети делятся на команды по три участника. Кости определяют конкурирующие команды. Напоминаются правила игры. После того, как все команды закончили свою игру, дети самостоятельно формируют новые команды, и процедура повторяется.

При исследовании интенсивности общения учитываются следующие критерии:

  1. Нулевой уровень — ребенок по собственной инициативе не идет на контакты со сверстниками и не предпринимает никаких усилий для привлечения их внимания: [5, с. 14]
  2. Низкий уровень – ребенок не взаимодействует первым, а проявляет инициативу в ответ на инициативу сверстника или взрослого;
  3. Промежуточный уровень — ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстникам или взрослым не отличаются настойчивостью;
  4. Высокий уровень — ребенок проявляет постоянную инициативу в общении, демонстрирует свои способности и старается вовлечь сверстников в совместную деятельность. Проявляет большую настойчивость в общении.

В связи с этим было проведено экспериментальное исследование, прошедшее три этапа — констатирующий, формирующий и контрольный. На формирующем этапе эксперимента была апробирована экспериментальная модель игры-драматизации развития коммуникации.

В исследовании приняли участие 162 ребенка в возрасте 5-7 лет, из них 95 мальчиков и 67 девочек. Дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

Дети из двух групп, достигшие высокого уровня по критерию, составляют 40%. Достоверной разницы между ними нет — экспериментальная группа — 38%, контрольная группа — 42%. Они проявили интерес к совместному выполнению порученной деятельности, продемонстрировали различные способы установления коммуникативных контактов. В ходе игровой деятельности они продемонстрировали богатое разнообразие коммуникативных приемов.

По этому критерию 41% детей обеих групп достигли среднего уровня развития. Чаще всего они использовали единые приемы общения (адреса) для привлечения внимания сверстников.

Низкий уровень развития по этому критерию отмечен у 16% детей обеих групп. Дети, достигшие этого уровня, демонстрировали желание, готовность к общению в ответ на инициативу, но лично они такового не проявляли.

Нулевой уровень развития по критерию наблюдался у 3% детей обеих групп. Они предпочитали самостоятельные игры, не искали контактов, сотрудничества или помощи от других детей или взрослых.

Анализ результатов, проведенный на основе их сопоставления, дает основание утверждать, что у детей экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы, после формирующей активности наблюдается более выраженное развитие инициативы в общении. этап эксперимента. Большинство из них проявляли себя как инициаторы общения в ходе совместной игровой деятельности и с большим успехом вовлекали в нее своих сверстников. Растет количество способов установления контактов, что, на наш взгляд, можно объяснить приобретенными знаниями, в том числе моделями вербального и невербального общения. [2, с. 43]

Настойчивость, проявляемая детьми экспериментальной группы в процессе общения, была уже более выраженной, и можно предположить, что этому способствуют некоторые из форм педагогического взаимодействия, входящие в тестируемую модель ( «Разорви круг», новый ребенок» и др.).

У детей с высоким уровнем инициативы в общении из обеих групп показатели интенсивности и экстенсивности свободного общения между ними также показывают высокие уровни.

Полученные результаты дают основание утверждать, что апробированная модель игры-драматизации поддерживает в положительном направлении инициативу в процессе игрового общения.

Отмечается опережающее развитие интенсивности контактов между девочками по сравнению с мальчиками. Достоверного повышения интенсивности контактов между разнополыми детьми не наблюдается. Незначительно значимо увеличение интенсивности контактов между детьми разных национальностей, связанное с замкнутым образом жизни детей из цыганского этноса.

На основании приведенного выше теоретического анализа, касающегося сущности, структуры и функций общения, его специфики в дошкольном возрасте и функциональных возможностей игры-драматизации для его развития, можно сделать следующие более важные выводы: [7, с. 472]

  1. Коммуникация – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, исходящий из их потребности в совместной деятельности и заключающийся в обмене информацией, выработке единой стратегии взаимодействия, восприятии и понимании другого человека.
  2. Общение оказывается одной из важнейших потребностей личности, а значит, потребностью и средством ее удовлетворения. Без него не могут быть удовлетворены важнейшие личностные потребности, связанные со стремлением к самореализации, самовыражению и самоутверждению. В процессе самого общения развивается личность, а вместе с ней и мироощущение и важнейшие качества личности.
  3. Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития коммуникативных навыков ребенка. Такое развитие позволяет ребенку лучше адаптироваться в социальной сфере, устанавливать многочисленные и сложные отношения с окружающими людьми, приобщаться к нравственным нормам общества.
  4. Общение детей дошкольного возраста разворачивается на фоне практических и теоретических знаний об окружающей среде.
  5. Игра-драматизация как инновационная педагогическая технология создает условия для более полного развития познавательного, эмоционального и личностного потенциала ребенка.
  6. Игра-драматизация создает условия для установления спонтанных контактов, для более активного сотрудничества и поощрения общения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гайнутдинова, В. Р. Игра-драматизация как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста / В. Р. Гайнутдинова // Студенческий вестник. – 2022. – № 16-2 (208). – С. 5-14.
  2. Егорова, М. С. Игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста / М. С. Егорова, Ф. С. Газизова // Вестник науки. – 2022. – Т. 3. – № 6 (51). – С. 42-45.
  3. Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста / Л. С. Богданова, А. В. Никитина, Л. Г. Вахитова, Э. Ю. Бурмистрова // Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2019. – С. 22-36.
  4. Касымова, А. Ф. Игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста / А. Ф. Касымова // NovaUm. Ru. – 2020. – № 25. – С. 322-328.
  5. Миннуллина, Р. Ф. Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста / Р. Ф. Миннуллина, А. С. Прохорова // Дневник науки. – 2022. – № 5 (65). – С. 12-19.
  6. Федорова, Т. Г. Игра-драматизация как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста / Т. Г. Федорова // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2020. – № 6 (10). – С. 86-91.
  7. Шляпникова, Е. Ю. Игра-драматизация как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью / Е. Ю. Шляпникова, Е. Н. Скавычева // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 18. – С. 469-474.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год