Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и их значимость |
Коммуникация | |||
Автор: Старочкина Татьяна Павловна | |||
08.08.2021 21:05 | |||
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и их значимость На современном этапе развития отечественной науки и образовательной практики, а также с учетом требований нынешнего общества одним из главных условий успеха является умение работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми. Стоит учитывать, что душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться и кем себя ощущать, поэтому социализации нужно уделять достаточное внимание. В качестве одного из условий успешной социализации дошкольников ФГОС дошкольного образования выделяет развитие социально-коммуникативных навыков, поэтому среди важнейших сторон социально-коммуникативного развития человека можно выделить накопление социального опыта, которое впоследствии обеспечивает успешную социализацию личности [4].
В различной литературе по психологии и педагогике социализация может рассматриваться по-разному, в отечественной же литературе она рассматривается как целостное единство двух аспектов – это первичная и вторичная социализация и индивидуализация [1]. Под первичной социализацией принято понимать основу для последующего процесса социализации — это период от самого рождения ребенка до формирование зрелой личности. К вторичной социализации относится непосредственно уже сам процесс развития социально зрелой личности, связанной уже непосредственно с овладением своей будущей профессией. Индивидуализация — это сам процесс психологического становление личности, в ходе которого реализуются ее индивидуальные черты, способности и уникальные особенности. Развитие социально-коммуникативных навыков для ребенка очень важно, ведь от этого будет зависеть, насколько хорошо в будущем он будет владеть своей речью, насколько успешно будет проходить обучение в школе и как будет в целом складываться вся его будущая взрослая жизнь, поэтому формирование данных навыков нужно начинать уже в дошкольном возрасте. Все это направлено на то, чтобы ребенок умел самостоятельно получать нужную ему информацию в процессе диалога, был готов к тому, чтобы отстаивать собственную точку зрения и свое мнение, умел это делать, учитывая и уважая при этом позиции других детей и взрослых, мог использовать данный ресурс и при решении других коммуникативных задачах. Под социально-коммуникативным развитием понимают процесс, который помогает ребенку занять свое место в социуме в качестве его полноценного члена, для этого используются различные средства, содержание которых определяется конкретно для каждого общества, социального слоя и с учетом возрастных рамок. К задачам социально-коммуникативного развития дошкольников, согласно ФГОС, можно отнести следующие:
Для осуществления данных задач социально-коммуникативного развития личности ребенка требуется создание специально-организованной среды, который бы сформировался механизм поведения каждого ребенка [2]. Также для развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников старшего дошкольного возраста могут использоваться следующие формы работы – это игры, викторины, конкурсы, праздники и другие. Под формами работы в данном случае понимаются различные варианты для организации конкретного воспитательного процесса, где объединяются и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы. Кроме того, используются и самые разнообразные методы развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – это игровые, словесные, наглядные и практические. Сам воспитатель непосредственно в работе с дошкольниками эти методы может сочетать друг с другом. Список использованных источников
|