Значение и методы коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста |
Коммуникация | |||
Автор: Нейдерова Ирина Геннадьевна | |||
10.09.2021 05:52 | |||
Значение и методы коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста В настоящее время особое внимание уделяется коммуникативному развитию и воспитанию дошкольников, являющееся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. Коммуникативное развитие — это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений дошкольников определяется рядом социальных, психологических, педагогических и практических факторов, среди которых необходимость повышения качества организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на основе коммуникативного взаимодействия и полноправного сотрудничества участников воспитательного процесса.
Проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами (Н. Н. Поддъяковым, В.С. Мухиной, Л.А. Венгером и др.) как сенситивный, то есть «максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определённой способности или типа деятельности организма». При формировании коммуникативных умений, необходимо учитывать, что характерным для детей старшего дошкольного возраста является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их суждениях, и в высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В этом возраст е у ребят начинает складываться общественное мнение. Но вместе с тем нравственные проявления детей отличаются неровностью и неустойчивостью. У старших дошкольников накапливается уже довольно большой опыт коллективной жизни, устойчивее коллективные связи. К особенностям коллективных взаимоотношений старших дошкольников следует отнести инициативу, способность к самоорганизации, самооценке, дружеской критике. Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в процессе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия с окружающими. На протяжении дошкольного детства прослеживается динамика в развитии коммуникативных умений: от младшего к старшему увеличивается интенсивность общения, его избирательность, расширяется круг общения, деятельность, а главное — у ребенка возрастает потребность в общении со сверстниками. Он обретает чувство собственного достоинства и стремится, чтобы его уважали. Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте, как мы уже отмечали выше, существуют две сферы реализации коммуникативных умений – со взрослым и со сверстником. И взрослые, и сверстники необходимы для формирования коммуникативных умений личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение с взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному. В общении с взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, — обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе. Помимо этого, общаясь со сверстниками, старший дошкольник имеет возможность решать различные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими по определенным правилам. Ребенок начитает осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей появляются новые черты во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Дети активно проявляют интерес к общению с взрослыми. Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. Все эти аспекты влияют на коммуникативные умения старших дошкольников. Развитие коммуникативных навыков не вызывает особой тревоги, пока дошкольник общается только с домочадцами. Первые сложности возникают при оформлении ребенка в детский сад. Психология взаимоотношений с одногодками гораздо сложнее, нежели взаимодействие с домочадцами. Ведь сверстники не всегда идут навстречу друг другу — чаще, наоборот, их действия продиктованы собственными эгоистическими интересами. Вот тут-то и возникает жесткое соперничество сверстников, не всегда разрешающееся социально приемлемыми методами. Одни дошкольники проявляют упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным страхам, а третьим не чужды ложь и изворотливость. Есть категория детей, не способных завести себе друзей и выстроить нормальные отношения даже с родным братом или сестрой. Враждебное отношение к окружающим, отсутствие оптимальных коммуникативных навыков возникает у детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, не заслуживающими ласки, понимания, такие дети погружены в свой особый мир, отгороженный от внешнего мира. Их негативное отношение к окружающим получает соответственную реакцию, которая жестко ударяет по ним же самим. Дети с трудным поведением не контролируют себя, хотя могут подчиниться контролю со стороны родителей и воспитателей. Есть несколько причин, осложняющих взаимодействие ребят дошкольного возраста:
Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных организаций нужно регулярно и последовательно заниматься обучением таких детей навыкам оптимального общения. Грамотное развитие у детей дошкольного возраста навыков общения способно нейтрализовать возникшую проблему и даже повлиять на развитие новой оптимальной модели поведения ребенка. В практике существуют разные методы, применяемые для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Их можно распределить на три группы: наглядные, словесные и практические (по материалу С.К. Каравасилиади).
Все эти методы направлены на развитие у детей дошкольного периода жизни доброты, эмпатии, гуманности, способности к нормальному человеческому взаимодействию с окружающими людьми. Методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Ведь «в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции». Итак, понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Данная потребность усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не только сенситивный для развития детской коммуникации период, но и своеобразный «мостик» между детским садом и школой, когда перед ребёнком встают новые требования к организации собственного общения. Развитие при этом – динамичная категория, подразумевающая изменение и совершенствование, и, для создания целостности этого процесса, требующая не только составление определённого плана мероприятий, но и выстраивание их в соответствии с постулатами общепризнанной и апробированной временем теории развития. Не малую роль в этом процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильно организованная методология развития процесса способна дать реальный результат. Список литературы
|