Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста |
Коммуникация | |||
Автор: Савченко Валерия Витальевна, Маркова Галина Владимировна, Савченко Алевтина Владимировна, Хижняк Олеся Викторовна | |||
02.07.2020 09:01 | |||
Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста Авторы: Савченко Валерия Витальевна, Маркова Галина Владимировна, Савченко Алевтина Владимировна, Хижняк Олеся Викторовна Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, средний дошкольный возраст, воспитание. Аннотация В данной статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста. Проанализированы и подобраны педагогические условия, позволяющие развивать у детей социально-коммуникативные навыки. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Сформированность социальных навыков подразумевает готовность детей в соответствии со своими возрастными особенностями вступать во взаимоотношения с окружающими сверстниками и взрослыми: договариваться, согласовывать, координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями других людей. В научной литературе (исследования Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой), отмечается, что социальное развитие детей осуществляется более успешно, если используются доступные возрасту дошкольников виды детской деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка), содержание, эффективные методы и формы работы. Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию. Понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Развитие при этом – динамичная категория, подразумевающая изменение и совершенствование, и, для создания целостности этого процесса, требующая не только составление определённого плана мероприятий, но и выстраивание их в соответствии с постулатами общепризнанной и апробированной временем теории развития. На основе изучения научно литературы, мы подобрали необходимые педагогические условия, которые будут способствовать социально-коммуникативному развитию детей средней дошкольного возраста:
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками. И вновь мы приходим к тому, что процесс создания условия для развития социально-коммуникативных навыков должен происходить только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Ведь в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции». Наиболее актуальными средствами развития социально-коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста, по нашему мнению, в настоящий момент являются различные образовательные ситуации, которые включают: 1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества. Например: — культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т.д.); — мы – друзья и помощники природы; — общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу или такси и т.д.). 2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых. Например:
- как помочь девочке, которая потерялась. 3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально- приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Например:
- персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении. 4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Например:
- научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице. 5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно- изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества. Например: — рисуем свою семью; — лепим морковку для зайчика; — сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта Список используемой литературы:
|