НОД по социально — коммуникативному развитию в подготовительной группе «Наука вежливости» |
Коммуникация | |||
Автор: Беликова Марина Александровна | |||
10.01.2020 02:58 | |||
НОД по социально — коммуникативному развитию в подготовительной группе «Наука вежливости» Беликова Марина Александровна – воспитатель МБДОУ д/сад №7 с.Майкопского Гулькевичского района Краснодарского края Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. Оборудование: Сюжетные картины по теме.
Предварительная работа: Чтение детям рассказов В.Осеевой "Просто старушка", "Волшебное слово", Л.Н. Толстого "Косточка", "Котенок", сказки «Вежливый кролик» и «Цветок» — А. Нееловой; рассказа: «Чего не знал воробушек» и «Цветок». Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц. Ход занятия: Воспитатель: - Добрый день! — тебе сказали - Добрый день! — ответил ты. Как две ниточки связали - Теплоты и доброты – - Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее. Я хочу спросить вас, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми… Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства. - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми, чтобы семья была дружной. Пальчиковая Гимнастика (про семью). А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – (ответы детей). -Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение. Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? (Ответы детей). Игра: «Приветствие!» — угадай по голосу, кто тебя приветствует, и ответь на приветствие, называя имя. В-ль: А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой? – ответы детей: Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете. В-ль: А когда благодарим? – дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо. В-ль: Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали? Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашёлся, взглянул им в глаза. И робко, и тихо «Простите» сказал. И мама молчит, улыбается даже. «Мы купим другую, есть лучше в продаже». «Простите!» Казалось бы, что в нём такого. А вот ведь какое чудесное слово! В-ль: Послушайте отрывок из стихотворения «Добрые слова». Встретил Витю я, соседа, — встреча грустная была: На меня он, как торпеда, налетел из-за угла! И представьте – зря от Вити Ждал я слова…… Что Витя должен был сказать соседу? – дети: Извините! В-ль: Ребята, нам часто приходится извиняться. Давайте вспомним, как правильно извиниться? – ответы: (Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел). В-ль: Давайте разберём ещё одну ситуацию. Стихотворение: «Поссорились». Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я её не обижала- Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» В: Из-за чего поссорились девочки? Что они чувствуют? Как они могут помириться? Ответы детей: Один из вариантов: Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай. И скажу: «Играть давай!». В: Подумайте, какие пословицы можно назвать к этим ситуациям? Глупые ссорятся, а умные договариваются. Ссора до добра не доводит. А какие вы знаете слова прощания? – ответы детей: До завтра. До скорой встречи. Пока. Рассмотрение картин по теме и их обсуждение. В: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону. ДАВАЙТЕ РАССКАЖЕМ СТИХИ ПРО ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА: (заранее раздала детям слова) 1. — Здравствуйте, — ты скажешь человеку. - Здравствуй, — улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет. 2. Доброе утро! Птицы запели, Добрые люди вставайте с постели. Прячется вся темнота по углам Солнце взошло и идет по делам. 3. Доброй ночи! — молвит тишина Каждому сейчас она слышна Говорит бесшумными словами: -Спите, я всю ночь останусь с вами. 4. За что мы говорим "Спасибо". За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы Кому сказали сколько раз. 5. Нам желают. — Доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно. Добрый путь Тоже к доброму. Чему-нибудь. 6. Добрым быть совсем не просто. Не зависит доброта от роста. Доброте все люди рады, И взамен она не требует награды. В-ль: Доброта живет на свете Только в добром сердце дети. Игра: «Догадайся». Закончи предложение.
От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете, откуда пошла традиция приветствовать друг друга? – ответы детей и дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копьё или каменный топор, показывая своё почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооружёнными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в ней нет оружия. С той поры это стало традицией — дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия. В: Как ещё можно поприветствовать друг друга? –дети: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке. Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу. В-ль: По – разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, не ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: «Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне». - Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом. Игра: «Давайте поздороваемся». Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя. Игра – превращение: «Медвежата» Ребёнок превращается в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек –греется и мечтает, чтобы быстрее наступило лето. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Он вылез из берлоги и увидел, как ласковое солнышко улыбается ему и тоже улыбнулся и сказал: ……… что? Здравствуй! В-ль: Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Уступить дорогу, Пропустить вперёд, спросить как здоровье. Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова? – ответы детей: в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т.е. везде и всегда). Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям. За что мы получаем фишки? (Рассказы детей). - Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте. Ответы детей: - Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Косточка" мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он оказался не только врунишкой, но еще и трусом. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее. - Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Котенок" мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка. - Из рассказа Валентины Осеевой "Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна. Вежливый кролик, Цветок. Так ли сильно виноват ручеёк? Почему цветок вспомнил о ручейке? Чего не знал воробышек. — какое правило не знал воробышек? - "Волшебное слово" Валентины Осеевой. В-ль: — Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? — "Пожалуйста". В-ль: — Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?). - Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым. В-ль: — Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? Дети: — Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его. В-ль — Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни. Вспомним пословицы: дети говорят:
В-ль: Послушайте Стихотворение «Странные вещи» Странные вещи со мною случаются: Я огорчаюсь – все огорчаются! И огорчённые люди встречаются, И огорчённо деревья качаются.. Я улыбаюсь – горе кончается! Всюду весёлые лица встречаются. Всюду деревья от смеха качаются! Но почему же так получается? – ответы детей. Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим и они ответят тебе тем же. Вы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. Добрые слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце борота. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. Дарите всем по солнышку – Частичку света, доброты. Слова любви и нежности дарите людям, как цветы! Солнышко услышало нас и решило заглянуть к нам и согреть нас.
|