Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну этикета» |
Коммуникация | |||
Автор: Федотова Евгения Сергеевна | |||
13.10.2019 10:44 | |||
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну этикета» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Арзамасского района Программные задачи: — формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе. Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, т.е. о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А что значит быть культурным, вежливым, воспитанным человеком?
Ответы детей. Воспитатель. Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами……что? Дети. Гордиться. Воспитатель. Знаете ли вы, что о человеке говорит уже внешний вид? Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные ногти и т. д. (Стук в дверь. Входит ребёнок. Волосы у него взлохмачены, щеки в саже, рубашка расстегнута, туфли одеты неправильно). Воспитатель. Что же с тобой случилось, Саша? Саша. Я проспал. Воспитатель. А почему, ты так неопрятно одет? Саша. Я торопился, думал, и так сойдет. Воспитатель. Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в Страну этикета, хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение. (Выходят 2-3 ребёнка причесывают Сашу, застёгивают рубашку, вытирают салфеткой щёки, переобувают туфли.) Воспитатель. Вот теперь порядок! (Все дети садятся на места. Саша забывает их поблагодарить). Воспитатель. Ребята, вы помогли Саше привести себя в порядок, а он забыл что-то сказать вам. Что? Дети. Спасибо. Воспитатель. Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить. (Саша исправляет положение и говорит детям спасибо.) Воспитатель. Мы с вами знаем, что на самом деле Саша всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика-неряхи, чтобы вы посмотрели со стороны, как это некрасиво, и никогда такими не были. (Дети проверяют свой внешний вид). Воспитатель. Но, к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них. Воспитатель. Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. (Дети аплодируют). Воспитатель. А ведь аплодисменты — это тоже выражение благодарности, и они нам ещё сегодня пригодятся. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку: Дом по улице идёт, Дети. Автобус. Воспитатель. Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку. (Дети подходят к воспитателю и маршируют). Воспитатель. Раз, два! Воспитатель. Кто шагает дружно в ряд? Дети. Наш весёлый детский сад! Все ребята смелые, дружные, умелые! (Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и построен из детских стульчиков автобус). Воспитатель. А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю. (В это время заранее подготовленный ребёнок достаёт из кармана обёртки от конфет и со словами: «Какой-то мусор у меня в кармане», — бросает их на пол.) Воспитатель. Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор? (Ответы детей). Воспитатель. Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу, ни в других общественных местах. (Ответы детей). «Провинившийся» ребёнок подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки. Воспитатель. Вот теперь вы поступили правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми. Один из детей занимает место водителя. Воспитатель. Пришел водитель нашего автобуса, и сейчас мы с вами поедем. Дети садятся на стульчики. Ребенок, с которым заранее договорились, начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться. Воспитатель. Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез с ногами на сидение и все перепачкал. Можно ли так себя вести в общественном транспорте? Дети. Нет, нельзя. Воспитатель. Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка «Поликлиника». Звучит в грамзаписи песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка». На остановке «Поликлиника» в автобус входит ребенок, одетый к костюм бабушки. Воспитатель. Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек, Как должен поступить воспитанный пассажир? Дети уступают место «бабушке». Воспитатель. Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка магазин «Детский мир». На остановке «Детский мир» заходит девочка с куклой на руках. Воспитатель. Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой». Как должны поступить? Дети уступают место «Маме с дочкой». Воспитатель. Внимание! Следующая остановка «Кукольный театр». Воспитатель. Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю, будите ли вы взаимно вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед, а кому поможете. Дети стараются все правильно. Воспитатель. Мы с вами сейчас пойдем в кукольный театр. Давайте вспомним некоторые правила театрального этикета. Можно ли опаздывать к началу спектакля? Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления? (Нет). Для того чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в театральной кассе. Все подходят к кассе. Воспитатель в роли кассира. Кассир. Театр открывается! 1-й ребенок. Добрый день! Уважаемый кассир, Дети по очереди покупают билеты за вежливые слова. Один ребенок прорывается к кассе, расталкивая детей (он заранее подготовлен к этой роли). «Хулиган» Касса, выдай мне билет! «Хулиган» Мне — билет! Кассир. Нет и нет! Воспитатель Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдал билет этому мальчику? Дети. Так грубо и невежливо нельзя себя вести. (Ребенок – «хулиган» извиняется, покупает билет за вежливое слово и заходит со всеми вместе в зрительный зал). Воспитатель. Я хочу вам напомнить, что если Ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим. Кто это может продемонстрировать? (Ребенок, по желанию, показывает, как правильно занять свое место. Звучит лирическая музыка. Начинается представление. Показ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»). (Дети-артисты выходят из-за ширмы и кланяются. Дети – зрители и воспитатели аплодируют.) Воспитатель. Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта — театральная традиция — проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее. А сейчас антракт! Что делают зрители в антракте? Дети. Можно увидеть много интересных фотографий актеров, выставки художников и народных умельцев, а кто хочет, может и перекусить в театральном буфете. (Появляется озорной Петрушка и приглашает детей полакомиться угощением). Петрушка. Эй, ребята, налетайте, Не давай ему конфет, Воспитатель. Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные, но еще они много знают и умеют. Например, могут помочь накрыть тебе стол, по всем правилам столового этикета. Петрушка. Это мы сейчас проверим! Давайте проведем игру «Кто быстро и правильно накроет на стол». (Выходят два ребенка и проводится игра. Петрушка проверяет, правильно ли выполнено задание, все ли столовые приборы стоят на местах и почему они должны быть расположены именно так). Петрушка. Все сумели, все успели. Не забыли постелить чистые салфетки. (Петрушка передает детям поднос с угощением. Дети благодарят его и все вместе возвращаются в детский сад). Воспитатель. Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть. (Все вместе дети пробуют угощения).
|