Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. |
Коммуникация | |||
Автор: Бабкова Светлана Сергеевна | |||
18.05.2015 15:35 | |||
Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Направление: Социально – коммуникативное развитие В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Задача данного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на “рельсы” школьного возраста, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого. Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или во втором полугодии младшей группы после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово "эмоция" не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста понятием "настроение". И для развития эмоциональной сферы младших дошкольников, более всего подходят занятия по изобразительной деятельности. Для успешного проведения занятий по изобразительной деятельности. требуется, прежде всего, создание в группе благоприятного психологического климата, теплого и доброжелательного отношения к детям. Уверенность ребенка в том, что он может в любой момент обратиться к воспитателю с вопросом, за помощью или советом и получить на это положительную реакцию – создает у него ощущение комфортности. Также для успешного проведения занятий, требуется установления порядка в группе, который достигается индивидуальным обращением к ребенку, поощрением его деятельности, помощью, внесением какого-то нового объекта, который непременно заинтересует всех. Дисциплина в группе – не система специальных мероприятий, а общая организация и являет собой эмоционально-привлекательную деятельность, которая необходима для правильного развития эмоциональной сферы у ребенка. Учитывая вышеизложенные положения психолого-педагогической теории и выводы педагогической практики нами были разработаны групповые, минигрупповые и индивидуальные блоки учебных занятий по коррекции эмоциональной сферы дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Занятия были органически вплетены в учебный процесс дошкольного учреждения. 1. При проведении групповых занятий по изобразительной деятельности, необходимо обозначить, следующие цели:
Для достижения данных целей необходимо проводить следующие занятия: 2. При проведении минигрупповых занятий, возможно достижение следующих целей:
Для достижения данных целей необходимо проводить следующие занятия: 3. При проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых уровень эмоционального развития выше, можно достичь следующих целей:
|