Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников |
Коммуникация | |||
Автор: Смирнова Светлана Борисовна | |||
01.09.2015 13:48 | |||
Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с друг другом. У детей появляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность. Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения.
Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения. Опираясь на это, я предлагаю цикл игр, который включает в себя систему коррекционно-развивающих игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Цикл игр состоит из следующих блоков: 1. Игры, направленные на сплочение группы «Я дарю тебе улыбку» Цель: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу Дети по кругу передают друг другу свою улыбку. «Заколдованный ребёнок» Цель: способствовать формированию позитивного восприятия детей друг другом Ребёнка «заколдовали», и он не может смеяться. Играющие пытаются развеселить ребёнка, но только не словами, а движениями. 2. Игры, направленные на умение владеть своими эмоциями «Забавные человечки» Цель: учить детей соотносить настроение с мимическими реакциями. Дети определяют по картинкам настроение сказочного героя и показывают его с помощью мимики, соотносят с пиктограммой. «Зеркало» Цель: учить договариваться, работать в парах, устанавливать психологический контакт Дети разбиваются на пары, один придумывает движения, задача другого -в точности повторить, быть его «зеркальным отражением». 3. Игры, направленные на снижение агрессивности «Ругаемся овощами» Цель: учить детей управлять своими эмоциями Детям предлагается поругаться, но не плохими словами, а …овощами: «Ты- редиска», «А ты-тыква» и т.д. Позвольте детям поругать и вас. «Цветок доброты» Цель: ослабление негативных эмоций, снятие агрессивности Дети, передавая друг другу цветок по кругу, желают всем присутствующим всего самого доброго, хорошего. «Дотронься» Цель: помочь ребёнку в осознании себя и своих черт характера Ведущий составляет загадки о каждом ребёнке, по описанию дети отгадывают о ком идёт речь и легко дотрагиваются до ребёнка. Проведение подобных игр с детьми способствует развитию коммуникативных способностей у детей, а это помогает педагогу создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослым, облегчая тем самым процесс совместного обучения. Игры помогают формировать у дошкольников умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации.
|