Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
Коммуникация
Автор: Смирнова Светлана Борисовна   
01.09.2015 13:48

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольниковИгровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с друг другом. У детей появляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность.

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

 

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения.

  • сотрудничать;
  • слушать и слышать;
  • воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
  • говорить самому.

Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения.

Опираясь на это, я предлагаю цикл игр, который включает в себя систему коррекционно-развивающих игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Цикл игр состоит из следующих блоков:

1. Игры, направленные на сплочение группы

«Я дарю тебе улыбку»

Цель: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу

Дети по кругу передают друг другу свою улыбку.

«Заколдованный ребёнок»

Цель: способствовать формированию позитивного восприятия детей друг другом

Ребёнка «заколдовали», и он не может смеяться. Играющие пытаются развеселить ребёнка, но только не словами, а движениями.

2. Игры, направленные на умение владеть своими эмоциями

«Забавные человечки»

Цель: учить детей соотносить настроение с мимическими реакциями.

Дети определяют по картинкам настроение сказочного героя и показывают его с помощью мимики, соотносят с пиктограммой.

«Зеркало»

Цель: учить договариваться, работать в парах, устанавливать психологический контакт

Дети разбиваются на пары, один придумывает движения, задача другого -в точности повторить, быть его «зеркальным отражением».

3. Игры, направленные на снижение агрессивности

«Ругаемся овощами»

Цель: учить детей управлять своими эмоциями

Детям предлагается поругаться, но не плохими словами, а …овощами: «Ты- редиска», «А ты-тыква» и т.д. Позвольте детям поругать и вас.

«Цветок доброты»

Цель: ослабление негативных эмоций, снятие агрессивности

Дети, передавая друг другу цветок по кругу, желают всем присутствующим всего самого доброго, хорошего.

«Дотронься»

Цель: помочь ребёнку в осознании себя и своих черт характера

Ведущий составляет загадки о каждом ребёнке, по описанию дети отгадывают о ком идёт речь и легко дотрагиваются до ребёнка.

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию коммуникативных способностей у детей, а это помогает педагогу создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослым, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Игры помогают формировать у дошкольников умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год