«Тренинговые приемы в формировании коммуникации у детей старшего дошкольного возраста».
В век развития информационных технологий все более очевидной становится проблема социального одиночества индивида в обществе. Конечно, с появлением интернет ресурсов современная жизнь приобрела совсем иное качество. Это возможность получения практически любой интересующей нас информации, возможность заказа и приобретения товара при сегодняшней занятости людей. И это здорово! Но существует и другая сторона медали, которая не может оставаться не замеченной специалистами, работающими в области педагогики и психологии. Целый спектр невротических и поведенческих расстройств у детей – плата за стремление бессознательного к получению удовольствия! Игры, развлечения стремительно порабощают сознание детской психики. Детские психиатры озабочены так называемым состоянием «пассивного возбуждения» у детей. Дошкольники находясь в игровом поле получают желаемое быстро и без каких – либо усилий. Одним нажатием кнопки, как по волшебству ребенок достигает своей цели. Он повелитель, он всемогущ! Не нужно быть инициативным, волевым, обязательным, ребенок итак успешен!
К сожалению, стоит признать и тот факт, что компьютерная игровая занятость ребенка для родителей является удобным вариантом решения некоторых бытовых проблем. Думаю, что нет смысла перечислять их, они достаточно всем хорошо известны. Наверно отчасти родителей можно понять и даже где – то посочувствовать. Однако, разрешая одну категорию проблем, родители и дети попадают в паутину других, ведущих к деструктивным формам развития семьи. Самое ценное что есть у каждой семьи – это отношения! В отношениях человек рождается, развивается и определяет свой жизненный путь. В каждодневном общении и взаимодействии напитывается почва для духовного совершенствования и развития эмоциональной привязанности близких друг другу людей. Отношения – это то интимное пространство, которое качественно отличается одну семью от другой! На сегодняшний день представляется очевидным признать следующее. Уникальность современных семейных взаимоотношений заключается в их разобщенности. Конечно определенные социальные обязательства родителями выполняются (обеспечение витальных потребностей), контроль за академической успеваемостью ребенка в школе. Но при всем перечисленном «многообразии» интересов и потребностей детей, остается незаполненной духовная ниша определяющая в последствии индивидуальность каждого ребенка. Девиз современной семьи можно сформулировать в следующем смысловом ключе: «Каждый сам по себе!». Проблема компьютерной наркомании накладывает свой негативный отпечаток и на развитие коммуникации среди сверстников. Очевидной становится проблема психологического одиночества ребенка в детском сообществе. Целиком погружаясь в виртуальный мир, ребенок отчуждается от реального, интерес ко всему окружающему пропадает, навыки необходимые для взаимодействия с близкими и сверстниками принимают деформированные формы. Потребность в общении, как основа психологического развития человека постепенно нивелируется. Ребенок в конечном итоге аутизируется. Осуществляя педагогическую деятельность на группе в летний период, организуя детей старшего дошкольного возраста для совместных игр обратила внимание на ряд следующих особенностей в поведении: • Мотивационно-потребностная сторона у детей к взаимодействию со взрослым и сверстниками значительно снижена. К сожалению, достаточно распространённой становится ситуация, в которой счастливый обладатель гаджета уединяется в каком-нибудь уголке. Вскоре вокруг него формируется группа детей, которые стремительно поддаются влиянию игры. А мир компьютерных игр так заманчив и притягателен, столько событий и приключений происходит на экране. И конечно достаточно сложно без конфликтов отвлечь дошкольников от игры. Требуются иные стимулы- заменители. • В процессе проведения традиционных детских игр, которые находятся на грани вымирания отмечаются негативные тенденции в общении среди сверстников. Дети не желают считаться с мнением партнера по игре и учитывать его позицию. В результате частые конфликты приводят к распаду игры. Отсутствие сформированности конструктивных навыков партнёрского взаимодействия у «проблемных» детей, приводит к тому, что дошкольники не способны проявлять те социальные качества, которые необходимы для коммуникации (толерантность, эмоциональная идентификация и т. д). Отсутствие упорства в достижении цели, не способность следовать правилу и ориентироваться на действия партнера по игре приводят к тому, что дети либо заранее предпочитают отказаться от совместной деятельности, либо совершают попытки видоизменить игру по своим удобным правилам. • Сила эмоционального реагирования ребенка в конфликте не соответствует силе получаемого извне раздражителя. В процессе наблюдения за взаимодействием старших дошкольников в системе «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», у детей отмечаются неадекватные эмоционально-поведенческие реакции в состоянии нервно-психического напряжения. Например, на замечание взрослого ребенок реагирует повышенным уровнем возбудимости, раздражительности. В последствии наблюдается длительная центрация на переживании, сопровождаемая угнетенным настроением. Во взаимодействии со сверстниками у дошкольников отмечается повышенный уровень конфликтности, приступы гневных вспышек, лабильность настроения. На основе несоответствия между реальным положением в котором находятся эти дети и теми требованиями, которые они предъявляют к жизни развиваются длительные психологические противоречия. Как следствие мы наблюдаем еще большую невротизацию детей.
Период дошкольного возраста является мощным энергетическим сосудом, который стремительно наполняется содержимым, необходимым для дальнейшего развития ребенка, а в последствии и взрослого человека. Развиваются адаптивные возможности, мотивационно-потребностная сфера, интеллектуальный потенциал. Задача взрослых научить детей использовать энергию, индивидуальные наклонности в эффективном для них ключе. На сегодняшний день, во времена стремительно развивающихся технологий традиционные игры с использованием сказок, песен для детей старшего дошкольного возраста на мой взгляд давно утратили свой интерес. Для того, чтобы быть мобильным, гибким, успешным в социуме, от ребенка требуются хорошо развитый социальный интеллект. Задача социальной адаптивности ребенка в социуме как никогда является наиболее актуальной. По результатам анкетирования родителей детей подготовительных групп выявлены следующие показатели: большинство родителей (82%) среди перечисленных возможных причин дезадаптации ребенка в школе отмечают несформированность социальной компетентности у дошкольников. По мнению родителей дети недостаточно самостоятельны в принятии решений, слабо ориентируются в окружающем, неуверенны в себе. На вопрос: «Как Вы считаете, на что необходимо обратить внимание педагогов при проведении занятий?» (74%) родителей отмечают развитие социальных навыков у детей (умение договариваться, помогать друг другу, слушать старших). Данные показатели свидетельствуют о том, что родители видят и признают наличие проблемы у детей, но при этом не готовы оказать необходимую поддержку. Средством для развития социального интеллекта для детей старшего дошкольного возраста остается игровая деятельность. Задача взрослого организовать игру, посредством которой ребенок будет иметь возможность активно проявлять свою жизненную позицию.
Одним из эффективных методов формирования и развития мировоззрения у старших дошкольников является социально-психологический тренинг. Социально – психологический тренинг - это интерактивная форма обучения посредством приобретения жизненного опыта, с целью развития компетентности в общении. Особенность данного метода заключается в том, что дошкольники обучаются не через трансляцию знаний, например, посредством слушания сказок, произведений, что тоже является необходимой составляющей. Метод, создает практические условия (ребенок включается в конкретную ситуацию, а не просто представляет ее) для решения поставленной задачи. Преимущества использования тренинга в работе с детьми старшего дошкольного возраста. • В основе тренинга – обучающая игра (ведущая деятельность дошкольника); • Способствует развитию социально-эмоционального интеллекта; • Решает задачи диагностического, обучающего и коррекционного характера; • Возможность использования активных методов работы; • Эффективен для детей с нормой развития и «пограничными нарушениями»; • Возможность использования вариативного подхода (комбинирование различных техник и методов); • Активное задействование всех видов модальности. Использование видео и аудиозаписи; • Возможность структурировать взаимодействие с детьми в зависимости от наличия конкретной проблемы в детском коллективе;
Использовать тренинг в своей работе могут не только психологи ДОУ, но и педагоги группы. При составлении курса занятий необходимо учитывать следующие условия: 1. Доступность выполнения упражнений. Подбор(разработка) тем должна осуществляться в соответствии с интересом и возрастными потребностями дошкольников; 2. Соблюдение принципов психологически безопасной групповой работы (уважение и умение ребенка считаться с позицией сверстника, эмоциональная идентификация, направленность на взаимопомощь в ситуации затруднения и т. д); 3. Применение активных методов групповой работы по принципу диалога. Дети как активные участники процесса, взрослый – консультант. 4. Соблюдение правил участниками группы.
Организация занятий с детьми в рамках программы. Программа тренинга общения «Зеркало» предназначена для работы с детьми 6 -7 летнего возраста (подготовительная группа). Конспект одного занятия «Мои друзья всегда со мной». (см в приложении). Цель и задачи программы. Целью развивающей программы является развитие навыков конструктивного сотрудничества в межличностном взаимодействии старших дошкольников. Задачи программы: • Развитие интереса ребенка к сверстнику, как партнеру общения; • Развитие умения согласовывать собственные интересы с интересами сверстника, способность учитывать противоположную позицию; • Развитие умения старших дошкольников дружно организовывать работу в мини группах; • Развитие социально-эмоциональной чувствительности ребенка к вербальной и невербальной информации партнеров по взаимодействию.
Структура занятия. Курс развивающей программы состоит из 15 тренинговых занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 35-40 минут. Курс занятий используется в рамках развития социально- психологической готовности детей к школьному обучению. Структура занятия состоит из трех стадий (начальная, рабочая, конечная) по актуальным на данный период времени обучающим задачам. Первоочередной задачей является создание атмосферы психологического комфорта, привлечение интереса детей к совместным играм, развитие потребности в межличностном общении. Следовательно, начальная стадия занятия (разминка) представлена играми и упражнениями, направленными на эмоциональное сплочение детей и взрослого (психолог, педагог); В рамках рабочей стадии реализуются задачи практического характера в соответствии с конкретной темой (отработка умений ориентироваться в ситуации взаимодействия, развитие способности адекватно реагировать, готовность проявлять инициативу, доброжелательно относится к сверстнику при любых складывающихся обстоятельствах); В рамках конечной стадии реализуются задачи, направленные на закрепление полученного опыта, обобщение знаний и умений (получение обратной связи), развитие мотивационной потребности у детей к дальнейшей совместной деятельности. Занятия проводятся в игровой форме с использованием интерактивных методов. Среди них можно выделить следующие: • Подвижные игры (разминка, разогревающие игры). Использование подвижных игр позволяет участникам группы активизировать эмоциональный тонус (сформировать положительный настрой) и сплотить группу (установить доверительные отношения между участниками и ведущим). Среди традиционно практикуемых подвижных игр и упражнений возможно использование элементов психогимнастики. Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя без слов, используя элементы пантомимы. Данный метод на мой взгляд является наиболее эффективным, поскольку способность к вербализации чувств у детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно сформирована. Некоторые дети испытывают значительные затруднения в передаче необходимой информации в ходе игры. Например, ребенку нужно поприветствовать своего партнера по игре или передать пожелание. В случае возникновения проблемной ситуации, взрослый оказывает ребенку необходимую поддержку, либо ребенок самостоятельно поддерживает взаимодействие доступным для него способом - посредством жестикуляции и разнообразного спектра мимических проявлений. • Ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью старших дошкольников. Ребенок играя социализируется посредством освоения различных ролей и выполнения соответствующих ей норм и общественных требований. Отличительной особенностью ролевой игры в традиционных видах игровой деятельности (игра в магазин, больницу и т. д) и ролевой игры в тренинге является тот факт, что в классической игре дети дублируют дословно уже всем известные действия (выполняют функции воспитателя, врача, водителя). В тренинге дошкольникам предлагается возможность проиграть различные варианты поведенческих паттернов в конкретной ситуации, что позволяет детям получить новый опыт поведения. Ситуации должны подбираться с учетом актуальных проблем участников, например, «Ребенок чувствует себя одиноким и обиженным, поскольку с ним в группе никто не хочет играть; Или ребенок обиделся на маму за то, что она не купила ему игру». Возможно разыгрывание сцен не самим участникам, а посредством использования мягких игрушек, кукол. Через посредника (куклу) детям значительно легче прорабатывать переживания и конфликты, таким образом не травмируя собственное «Я». Уникальность ролевой игры в тренинге заключается в том, что у детей появляется возможность обучения гибким формам поведения, посредством проигрывания не только разных вариантов поведения в конкретной ситуации, но в возможности обмениваться ролями. Ведь одно дело играть обиженного ребенка, а совсем другое дело играть обиженных родителей. Ролевая игра таким образом выступает и в качестве психотерапевтического средства, поскольку она позволяет ребенку проработать определенные конфликтные состояния и если не абсолютно признать свою проблему, то хотя бы снизить остроту переживаний. • Сенсомоторные игры. Сенсомоторные игры используются в качестве дополнительных тренинговых методов, как с целью развития общей и мелкой моторики дошкольников, так и с целью получения нового сенсорного опыта. К сенсомоторным играм можно отнести следующие: игры с карандашами, прищепками, фольгой, мячами и т. д. Посредством использования различных предметов и действий решаются задачи развития навыков конструктивного мышления, развития координации собственных действий ребенка с учетом движений сверстников (телесно-ориентированные упражнения), формирование готовности дошкольника работать в условиях тактильного контакта, что как правило является затруднительным не в очень сплоченной группе, выполнять упражнение не открывая глаз. Желательно выполнение упражнений с использованием музыкального сопровождения. Подбор музыкальных произведений осуществляется в широком диапазоне, от классических произведений до современных. В конечной стадии каждого занятия между участниками группы традиционно осуществляется обратная связь. Обратная связь направлена на закрепление полученного опыта, развитие умения обобщать и использовать в дальнейшем проработанную информацию в практическом ключе.
Приложение. Конспект занятия «Мои друзья всегда со мной». Цели: Создание благоприятных условий для сплочения группы, развитие конструктивных навыков взаимодействия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки каждого участника. Материалы: карандаши по количеству участников. Музыкальное сопровождение (музыка – релаксация), две грузовые машины, кубики, две конфеты, сделанные из фольги, вырезанные кружки из цветного картона, прищепки.
Ход занятия: Дошкольники традиционно садятся в круг вместе с ведущим (психолог, педагог). Ведущим проводится небольшая вводная беседа по предложенной теме. Раскрываются такие ключевые понятия, как «дружба», «друг», «взаимопомощь». Ведущий обращается к опыту дошкольников, посредством беседы стимулирует умение открыто выражать свои чувства, делиться переживаниями и возможным позитивным, либо негативным опытом взаимодействия со сверстниками. В конце короткой беседы задача ведущего заключается в умении обобщить полученную информацию, сформировать у детей желаемый образ товарища, друга и способствовать развитию потребности находить позитивные черты характера в каждом участнике. После вводной беседы участникам группы в качестве разминки предлагается следующие игры – упражнения. Упражнение - разминка «Передай мой привет». Описание упражнения. Участники встают в круг спиной друг к другу с закрытыми глазами. Водящий начинает совершать какое – либо движение, например, гладит впереди стоящего по голове, или щекочет под мышкой, или кладет руку на плечо. После того, как движение пройдет полный круг, следующий по очереди участник задает другое движение. Игра продолжается до тех пор, пока все участники группы не передадут свой привет. Психологический смысл упражнения заключается в создании условий для снятия психоэмоционального напряжения посредством телесного контакта и эмпатии между детьми (желание передать приятные ощущения другим). Все выполняемые действия осуществляются под музыкальное сопровождение. Желательно, чтобы музыка была подобрана с релаксационной направленностью. На заключительном этапе этого упражнения ведущий обращает внимание детей на развитии способности создавать психологически безопасную среду в процессе общения, как необходимое условие формирования чувства доверия среди сверстников. Упражнение – разминка «Карандаши». Описание упражнения. Дошкольникам раздаются карандаши (по одному карандашу на каждого). Задача участников зажать и удержать карандаши между пальцами рядом стоящих партнеров по игре. Сначала упражнение выполняется в парах, которые располагаются напротив друг друга на расстоянии 40-60 см. Дети пытаются удержать карандаши подушечками указательных пальцев. Дается инструкция совершать движение руками вверх-вниз, перед собой совершая вращение по кругу и т. д. Затем из участников всей группы формируется большой круг, карандаши аналогичным образом зажимаются между подушечками указательных пальцев. Дети должны синхронно выполнять следующие движения: • Поднять руки вверх и опустить их. • Совершить шаг вперед, и, например, два шага назад. • Присесть, встать. • Наклониться вперед, назад. Для разнообразия и усложнения задания возможно использовать те же варианты только с закрытыми глазами, или с произнесением допустим женских или мужских имен. Если упражнение выполняется под музыку, то можно ввести дополнительное условие - совершать движения в такт музыкальному произведению. Психологический смысл упражнения заключается в умении ребенка ориентироваться на действия рядом стоящего. Развивается способность подстраиваться под ритмизацию (учет резкости, плавности совершаемых действий) на основе невербального восприятия друг друга. Упражнение способствует развитию толерантности по отношению к друг другу. Как правило в группе оказывается один или два участника с недостаточной моторной координацией, у которых карандаши падают и по условиям игры необходимо начинать все сначала. На заключительном этапе этого упражнения ведущий поясняет детям следующее, что для того чтобы научиться понимать другого человека необходимо научится его чувствовать, совершать с ним совместные действия, учитывать его желания. Обучающая ролевая игра. Детям предлагаются для проигрывания и обсуждения следующие ситуации: Ситуация 1. Петя и Коля были друзьями. В детском саду они всегда играли вместе. Но вот однажды с ними произошла вот какая история. Ребята перевозили в грузовых машинах кубики для стройки. И так увлеклись игрой, что не заметили, как стали соревноваться между собой. Каждый хотел быстрее довезти груз. И вдруг, на большой скорости Коля не рассчитав расстояния врезается в машину Пети. Машина, которой играл Петя сломалась. Воспитатель группы решила выяснить, кто же сломал машину, но честного ответа она не получила. Ребята обвиняли друг друга, Коля не хотел признавать свою ошибку. В результате воспитатель наказал Петю, у которого сломалась машина. После проигрывания ситуации дошкольникам предлагаются вопросы для обсуждения: «Ребята, как вы думаете Коля поступил правильно?»; «Коля хороший друг?»; «Как нужно было поступить Коле?». После совместного обсуждения, дошкольникам предлагается снова проиграть ситуацию, в сочетании с наиболее приемлемым по мнению детей способом выхода из конфликтной ситуации. Ситуация 2. Маша, Кристина и Арина были неразлучными подружками. Когда дети стали собираться на прогулку Кристина нашла в своём кармане две конфеты. Одну она решила съесть сама, а другой угостить Машу. Арина сильно обиделась, когда поняла, что подруги с ней не поделились сладостью. После проигрывания ситуации дошкольникам предлагаются вопросы для обсуждения: «Ребята, можно назвать Машу, Кристину и Арину подругами?»; «Кто из них поступил неправильно?»; «Как бы поступили вы в данной ситуации?». После совместного обсуждения, дошкольникам предлагается снова проиграть ситуацию, в сочетании с наиболее приемлемым по мнению детей способом выхода из конфликтной ситуации. Ведущий обращает внимание детей на такие нравственные качества, как умение вовремя признавать свои ошибки, быть честным, умеющим делиться и помогать другу в беде.
Упражнение «Пожалеем, сделаем доброе дело». Работа с эмоциями с элементами психогимнастики. Ведущий выбирает по желанию ребенка, который соглашается сыграть роль обиженной девочки Арины. «Ребята, посмотрите, как сильно расстроилась Арина, ведь ее самые лучшие подружки не поделились с ней конфетой! Арина даже заплакала от обиды (ребенок изображает эмоцию обиды). Может ей станет веселее, если каждый из вас подарит какой-нибудь подарок. Дети посредством жестовых движений дарят подарки, а ребенок играющий роль Арины пытается отгадать, что подарил каждый из участников. Ведущий: «Ребята случилось волшебство! Наша Арина стала счастливой! (ребенок играющий роль Арины улыбается и обнимает каждого из детей). Вы помогли ей прогнать обиду, пожалели, подарили от души подарки. Теперь Арина не одна, у нее много друзей!
Упражнение завершение. Участникам группы предлагается сесть за общий стол, на котором приготовлены вырезанные кружки из разноцветного картона и фломастеры. Также для выполнения задания необходимы прищепки. Детям предлагается нарисовать в каждом выбранном кружке то, что он хотел бы подарить самому лучшему другу (улыбку, игрушку, угощение, свою дружбу – рукопожатие и т. д). После того, как дети подготовят свои подарки в виде кружков, ведущий предлагает взять прищепки и прикрепить ими каждый кружок друг к другу. В результате должна получиться длинная гусеница. Обратная связь. После выполнения последнего задания, ведущий вместе с детьми обобщает полученные в ходе занятия переживания, знания. Обращает внимание дошкольников на желание каждого ребенка и взрослого человека иметь добрых и верных друзей. Для того, чтобы дружба была крепкой и надежной необходимо соблюдать рад правил. Дошкольники вместе с ведущим формулируют эти правила: • Будь с другом честным; • Помогай другу в беде; • Дал слово – держи; • Не жадничай, всегда умей делиться; • Умей жалеть, сочувствовать; • Радуйся успехам друга, не завидуй.
|