«Не так просто как кажется» |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Роман Ольга Валериевна | |||
08.11.2022 15:37 | |||
«Не так просто как кажется» Общеизвестно, что речевые проблемы у детей участились не только у нас в Республике. В современном мире проблемы с речью у детей — очень распространенный фактор. Их можно обнаружить у многих детей: некоторые дети звуки нормально не выговаривают, некоторые окончания все время путают, другие – допускают многочисленные ошибки при чтении и письме, а четвертые вообще молчат. Почему так происходит? Речь – явление социальное, появляется по подражанию. С ребенком нужно постоянно разговаривать, а родители очень заняты работой, другими проблемами и приходя домой, они садятся за гаджеты, дети делают то же самое, глядя на них.
Родители мало разговаривают с ребенком, или чрезмерно опекают его чем провоцируют отсутствие у него мотивации к разговору. Свою роль играют и наследственность, и течение беременности у мамы, и возможная гипоксия в родах, и общие проблемы со здоровьем у ребенка. Замечено, что часто болеющие малыши, или те, кто имеет проблемы общего развития, часто запаздывают и с речью. Не малую роль играет ухудшение экологии. По моим наблюдениям могу отметить, что у детей выговаривающих правильно все звуки родного языка часто встречаются трудности с связной речью: дети не отвечают развернутыми фразами, пользуются простыми предложениями, не могут самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Очень часто встречаются и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой. Также стоит обращать внимание на грамматический строй и фонематический слух. Дети должны различать на слух звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Нужно развивать способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться. Родителям не стоит слушать советы знакомых, которые говорят, что их ребёнок или ребёнок их знакомых сам “выговорился”. Первоначально при обращении к специалистам, надо установить причину речевых нарушений, после этого приступать к коррекции. Если же пустить всё на самотёк, и ждать, когда у ребёнка всё исправится само, то могут возникнуть проблемы. Из-за неправильной речи будут проблемы с чтением и письмом в школе, из-за неправильно произносимых звуков начнутся трудности в общении со сверстниками, комплексы. Чем раньше будет замечена та или иная речевая проблема, тем проще ее будет исправить. Поэтому сквозь пальцы смотреть на речь и ждать, что ребенка «прорвет» в 4 года, не стоит. Может «прорвет», а может, и нет. Логопед поможет объективно оценить речь ребенка. Часто логопеда считают за волшебника, который по одному только взмаху волшебной палочки может и звуки поставить, и совсем безречевого ребенка разговорить. Самая распространенная ошибка родителей – надежда что логопед все исправит сам. Также некоторые родители считают что заниматься можно не регулярно и достаточно одного занятия чтоб речь исправилась. Родителям нужно выполнять рекомендации логопеда. Эффективность работы логопеда зависит от заинтересованности родителей. Для достижения максимально быстрого результата необходимо регулярное выполнение домашний заданий, которые дает логопед. Если же родители не принимают участия, то работа логопеда становится очень продолжительной, результаты не такие быстрые, как хотелось бы. Старайтесь присутствовать на логопедических занятиях, дабы иметь представление о том, что происходит с вашим ребенком. Общайтесь с логопедом лично, логопед обязан вас консультировать. Детей с речевыми проблемами ни в коем случае нельзя перегружать чрезмерными занятиями, длинными стихотворениями из книг и Интернета. Если ещё не все «наши» звуки поставлены, не нужно параллельно начинать изучение иностранного языка, ребёнок может запутаться в звукопроизношении. Самая большая трудность — нежелание родителей участвовать в коррекционной работе, отказ родителей от рекомендаций невролога, медикаментозного сопровождения. Иногда трудности связаны и индивидуальными особенностями ребенка (диагноз, темпы развития, строение органов артикуляции, темпы освоения материала, неврологический статус).
|