Моя профессия — социальный педагог ДОУ. |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Егорова Оксана Николаевна | |||
04.04.2021 07:39 | |||
Моя профессия — социальный педагог ДОУ. Егорова Оксана Николаевна, социальный педагог, БДОУ МО Динской район «Детский сад №59». Защита детей — это моя высочайшая забота, мой профессиональный долг, моё призвание. Ш. А. Амонашвили Социальный педагог — это уникальная профессия. Это желание помочь детям обрести себя в этой жизни, это внимание к их проблемам, это любовь и поддержка воспитанников. В профессии социального педагога объектом внимания является ребенок, его развитие и становление в обществе. Социальный педагог — это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует реализации прав и свобод ребенка. Главной задачей работы социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Роли социального педагога в ДОУ В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ осуществляет различные социально-педагогические роли:
Защита детей от жестокого обращения — одна из важнейших функций взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача социального педагога дошкольного учреждения. Не редки случаи, когда маленький ребёнок, встречается с жестоким обращением в семье. Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ними, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьёй. Не редко эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих наш детский сад. Во взаимодействии коллектива нашего ДОУ (заведующего, старших воспитателей, воспитателей, педагога-психолога и социального педагога) заполняются социальные паспорта воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. С помощью которых, выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы: наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению он может выявить признаки неблагополучия. К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническую запущенность; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; неумеренный аппетит; задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке; проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; трудности в обучении. Признаки физического насилия в семье проявляются: в боязливости ребенка; в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания; в боязни идти домой; в жестоком обращении с животными; в стремлении скрыть причину травм. С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей, воспитателями, педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность детского сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия. Социальный педагог в детском саду может стать той самой "начальной инстанцией", куда поступает подобный сигнал. Он по своему статусу и профессиональному положению, обязан располагать необходимыми адресами и телефонами, которые позволят ему передать полученную информацию в инстанции, способные вмешаться в судьбу ребёнка и его семьи. Несомненно, отрадно становится на душе, когда удаётся оказать помощь конкретному ребёнку, конкретной семье. В такие моменты понимаю, работаю не напрасно. Хочу предложить несколько игр, которые я использовала в свое работе с детьми старшего возраста. Данные игры, направлены на развитие навыков общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, формирование положительного отношения к сверстникам. «Мост дружбы» Цель: Развитие эмпатии у детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей. Воспитатель показывает детям линейку и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. «Волшебная палочка» Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников. Ход игры: Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и т.д.) по общему согласию превращаются в волшебную палочку. Дети садятся или встают в круг и передают палочку друг другу в произвольном порядке или по часовой стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее установленному правилу, например: передающий называет предмет, а принимающий – действие, которое можно совершить с ним (ковер – лежит), можно называть сказку и ее персонажей. За что же я люблю свою профессию? За то, что она неповторима и не предсказуема. За то, что она предоставляет мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства. За то, что моя специальность была и будет необходима. Моя работа не даёт мгновенных результатов, её эффект нельзя просчитать. Все мы можем помочь ребёнку пройти процесс социализации. Считаю, что социальный педагог — необходимый человек для ребёнка в современной жизни. Именно он обязан помочь ребёнку понять себя и поверить в свои силы.
|