ЭССЕ «Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста». |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Соловьева Марина Анатольевна | |||
11.12.2020 06:12 | |||
ЭССЕ «Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста». Актуальность выбранной темы обусловлена реализацией в современном образовании ведущей тенденции гуманизации, изменившей концептуальные подходы к воспитанию детей, что привело к необходимости преобразования методологических основ педагогики, содержания и технологий воспитания подрастающего поколения. гуманизм является личностно-ориентированная система взглядов, утверждающей высшей ценностью образовательного процесса личность. личность относится к числу общечеловеческих ценностей как идеал физического и нравственного совершенства и гармонии в человеке. Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально – экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является национально – нравственное воспитание детей. Это является значимым, так как ра звитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяться всю жизнь. но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных [13]. Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития. Воспитание дошкольников должно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений. Группа детского сада для большинства из них является первой организованной группой, в которой начинают складываться у ребенка его отношения со сверстниками и, одновременно, определяются контуры детского коллектива. Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание его эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительное эмоциональное состояние – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательное эмоциональное состояние может послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчужденности [6]. Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем сопереживания горя [6]. Дети дошкольного возраста особенно эмоциональны и непосредственны. Когда они общаются со взрослыми, то рассчитывают на понимание, терпение, снисхождение и любовь. Если же ребенок вступает во взаимоотношения с другими детьми, его социальная позиция меняется. В таком общении дети – равномерные партнеры, и каждый предъявляет другому равные требования. Например, сочувствие, сорадость, сопереживание проявляются по отношению к сверстникам не так, как к взрослому человеку: ребенок лучше понимает чувства сверстника, они ему ближе, понятнее. А переживания взрослых дети могут или не замечать, или не знать, как на них реагировать [13]. Современная педагогическая теория и практика уделяют большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями (Е. В. Бондаревская). Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В. В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова). Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями. В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т. П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии, как процесса (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), уровней ее развития (Ю. Б. Гиппенрейтер, А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов), механизмов формирования (И. Г. Осухова и др.). Однако, в настоящее время, нет универсальных критериев определения эмпатии личности. Остается нерешенной и проблема динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно разработаны и представлены конкретные технологии. В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г. И. Метельский, Т.Х. Шингаров, Е.В. Субботский), у детей школьного возраста (Т. П. Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А. Немчин и др.), у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Е. Р. Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности. Анализ существующей практики эмоционально – нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях свидетельствует об отсутствии целостной системы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, возникает определенное противоречие между требованиями, складывающимися в парадигме гуманистического образования, и отсутствием эффективной технологии организации процесса развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Данное противоречие определило проблему нашего исследования: осмысление теоретических основ построения педагогического процесса и создание педагогических условий организации жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, позволяющих успешно формировать у них чувство эмпатии. Проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования – нравственные качества личности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – педагогические условия формирования эмпатийных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с объектом, целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: гуманные взаимоотношения высокого уровня ( «переживание – действие»), характеризующиеся учетом ребенком интересов сверстника, формируются на основе развития у детей старшего дошкольного возраста умения распознавать и понимать состояние другого человека. развитие этого умения связано со способностью детей проявлять эмпатические чувства (сопереживание, сочувствие), которые формируются под влиянием воспитателя. на ступени старшего дошкольного возраста при благоприятных педагогических условиях гуманное отношение детей к сверстникам принимает разнообразные формы и проявляется во всей многообразной деятельности детей, являясь одним из важнейших показателей нравственного развития детей. В исследовании были поставлены следующие задачи:
В ходе решения задач исследования и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использовались следующие группы методов исследования:
Этапы исследования: Первый этап – теоретический анализ проблемы, формулировка категориального аппарата, отбор и адаптация диагностических методик, апробация отдельных педагогических средств, направленных на улучшение внутрисемейных отношений. Второй этап – разработка коррекционно-развивающей программы, организация и проведение формирующего этапа исследования. Третий этап – итоговая обработка и систематизация результатов экспериментальной работы, формулировка выводов. База исследования: МДОУ Д/C К/В № 28 «Ручеек» г. Химки Московской области. Список литературы:
|