Эссе на тему: «Такт педагога в преодолении педагогических конфликтов с детьми» |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Зорина Валентина Ивановна | |||
22.11.2020 11:33 | |||
Эссе на тему: «Такт педагога в преодолении педагогических конфликтов с детьми» Зорина В.И. Тезисы к теме: «О тактичном поведении педагога в преодолении конфликтных ситуаций с детьми».
а). Своё превосходство над несовершеннолетним учащимся в подготовленности к общению с людьми. Педагог – взрослый человек, имеющий опыт такого общения, получивший специальное образование и воспитание, подготовленный профессионально к любым возможным конфликтам.
б). Учащийся – это ещё ребёнок, у него ещё нет развитого общественного сознания. Он только начинает познавать правила поведения человека в отношениях с другими людьми. И именно педагог должен знакомить его с этими правилами, и не только словесными поучениями, но и своим личным примером. В том числе и примером тактичного поведения. в). Педагог (воспитатель) должен помнить о том, что у ребёнка любого возраста есть права, отраженные в законодательстве РФ. Ребёнок об этих правах ещё ничего не знает и свой протест против бестактного с ним обращения проявляет лишь эмоциональным, причём часто неадекватным поведением: он кричит, плачет или отвечает грубостью и пр. И виноват в этом педагог. 3. Перечислить и описать все возможные случаи бестактного поведения педагога по отношению к ребёнку невозможно. Они бесчисленны, зависимы от разных обстоятельств и непредсказуемы. Поэтому раскрыть тему можно лишь указаниями, чего нельзя делать педагогу в отношениях с ребёнком, особенно в конфликтных ситуациях. 4. Одно общее требование к поведению педагога (воспитателя) в любых, в том числе и конфликтных обстоятельствах – всегда проявлять выдержку и терпение, вести себя спокойно, вежливо и уважительно ко всем участникам конфликта. Не допускать некультурных форм поведения – не кричать, не использовать оскорблений или угроз, не употреблять бранных слов, не плакать и др. 5. Ещё одно обязательное требование к педагогу – в любой конфликтной ситуации, даже если ребёнок действительно сильно провинился, а при разборе обстоятельств это отрицает, и при этом грубит, лжет или пытается свалить свою вину на других, ни в коем случае нельзя УНИЖАТЬ ребёнка. Нельзя обзывать его словами типа «Ты дурак!», «Неуч!», «Ты всё врёшь», «Ты предатель!» и т.п. При любой остроте конфликта педагог должен и может любую свою мысль выразить без брани и оскорблений. В душе каждого ребёнка на генетическом уровне заложено врождённое и очень обострённое чувство собственного достоинства. Оно выработано природой в ходе эволюции человека как средство защиты жизни особи, её сохранения в тяжелых условиях первобытности, когда от статуса особи в племени зависело её право на получение своей доли пищи из общей добычи. Поэтому дети очень болезненно реагируют на унижения. 6. Нельзя унижать ребёнка не только бранью или угрозами, но и обидными намёками, а тем более прямыми упрёками в том, в чём он не виноват. Например, его бедностью, или тем, что у него «плохие родители» или «плохая наследственность» и т.п. Нельзя противопоставлять ребёнка другим детям и пытаться в качестве наказания сделать его изгоем в коллективе из-за того, что он неправильно себя вёл. 7. Следует избегать публичности разборок конфликтных ситуаций. Если конфликт произошел во время урока или какого-то коллективного занятия с детьми, и начались крики и скандал, педагог должен сказать очень спокойно и вежливо провинившемуся ребёнку, что он считает его поступок неправильным, но сейчас нет времени в этом разбираться, нужно закончить занятие. А позже – (и назвать подходящее время и место, участников или свидетелей происшествия, уточнить, пригласить ли родителей и руководство детской организации, но изначально стараться по возможности не расширять число участников разбирательства). При публичных разборках происшествия есть риск усугубления конфликта. Могут начаться крики, споры, взаимные бездоказательные упрёки, и тут как раз будет простор для всех форм бестактного, а часто и несправедливого обращения с участниками и виновниками событий. Среди родителей тоже бывают люди невысокой культуры и морали, эгоистично настроенные на безусловное оправдание своего ребёнка и обвинения в адрес других детей, или даже воспитателя или учителя. Они способны устроить публичный скандал и могут в присутствии ребёнка, или даже многих детей, бестактно оскорбить или унизить учителя или воспитателя, нанеся такой ущерб нравственности детей, который очень трудно будет исправить. 8. В трудных и конфликтных ситуациях, при разборке конкретных случаев, которые могут быть самыми разнообразными, педагог и воспитатель никогда не должен забывать, в чём состоит его главная задача. Задач тут возникает несколько: – Тщательно, внимательно и терпеливо разобраться в случившемся, установить истинную картину происшедших событий; – Твёрдо и достоверно установить, кто из детей был виноват в произошедшем конфликте; – Выяснить причину неправильного поведения виновника. Только ли это был его внутренний импульс, или было и внешнее воздействие, чьё-то влияние на поведение, или была прямая его провокация? – Выявить все оправдывающие ребёнка обстоятельства. Может быть, тяжелые жизненные условия вывели его из равновесия, возможны его заброшенность и одиночество, может быть, его кто-то запугивал, довёл до озлобления? Вообще возможно, что плохое поведение ребёнка есть его защитная реакция на несправедливость окружения. – Педагог и воспитатель ни в коем случае не должен поддаваться чувствам досады, раздражения, предубеждения и антипатии по отношению к ребёнку. Нужно найти в себе силы максимально деликатно, доброжелательно, доверительно поговорить с ребёнком. Обычно в таких условиях ребёнок раскрывается и искренне рассказывает обо всём. Его рассказ может быть и бестолковым, путаным, нелогичным, он ещё не умеет себя защищать, но нужно его внимательно и терпеливо ВЫСЛУШАТЬ. – Конечно, педагог должен оценить степень вины воспитанника и меру наказания, которого он заслуживает. Но свои выводы он обязательно должен согласовать с другими членами педагогического коллектива, с родителями и с другими детьми, если их возраст это допускает. Главное, чтобы всем было очевидно, что наказание заслуженное и не превышает меры справедливости. – Все эти задачи очень важны. Но всё завершается для педагога решением главной сверхзадачи. Таковой является: – Деликатно, убедительно, понятно и ТАКТИЧНО ОБЪЯСНИТЬ (!) ребёнку, какую ошибку он сделал, в чём он был неправ. Какие правила поведения он нарушил? Какие и кому нанёс обиды? К кому был несправедлив? Высшее достижение педагога – добиться, чтобы ребёнок понял свою вину и искренне в ней раскаялся. Но чтобы при этом он вышел из конфликта не униженным, жестоко наказанным и отторгнутым от коллектива, а, наоборот, с облегчённой душой и добрыми намерениями на будущее.
|