Эссе «Я- логопед» |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Шарафутдинова Лилия Даннуровна | |||
29.12.2018 23:45 | |||
Эссе «Я- логопед» Терпение и творчество, Логопед… Какое значение имеет это слово? Какие понятия объединяет? О чем заставляет задуматься? И, наконец, какова этимология этого слова? Итак, все по порядку. «Логос» в переводе с греческого — слово… В слове наши чувства, настроение, отношение к миру. Сколько оттенков может передать слово в тембре, ритме, темпе речи. Слово ранит, слово лечит. Слово — связующая нить в общении людей; а написанное, высеченное в камне слово — связующая нить поколений, эпох, времен. Бережное отношение к слову, признание его силы нашли отражение в пословицах и поговорках, складывающихся веками: «Хорошую речь хорошо и слушать». «Хорошая речь слаще меда». «По речи узнают человека».
Слову посвящены поэтические строки, научные исследования, эссе, целые литературные произведения. В.Я. Брюсов утверждал: «Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков — грешно и стыдно». А вот слова П.А. Вяземского: Язык есть исповедь народа. В нем слышится его природа, Его душа и быт родной. Писатель Л.В. Успенский обращает внимание педагогов и родителей на то, что культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения». А с каким восторгом описывал М. Горький в повести «Детство» речь бабушки, слова которой «как цветы, такие же ласковые, яркие, сочные». Вторая часть слова «логопед» «пайдео» — в переводе с греческого означает учить, воспитывать. Да, я учу слову, воспитываю словом, обращаю внимание на бережное отношение к слову. Я думаю, что логопед, а правильнее сказать учитель-логопед — это педагог, в котором могут сочетаться артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог… Можно продолжать и продолжать. Почему артист, спросите вы? Да потому, что любое слово, фразу, предложение нужно так произнести, чтобы ребенок захотел говорить красиво или как еще любят повторять учителя-логопеды — «правильно». Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действо, в котором начинают слышать и понимать слово, подтверждая мысль Я. Корчака о том, что дети — «артисты, фантазеры, и поэты, и исследователи, и художники». Учителю-логопеду еще нужно быть музыкантом, чтобы уметь правильно ставить речевое, а значит певческое дыхание. Пропеть гласные звуки, передать ритм — кто как не музыкант, а значит, и учитель-логопед может это сделать! Отождествляя речь и музыку, еще Аристотель писал: «Приятная для слуха речь — своего рода музыка». Дизайнер… Отчего же учитель-логопед еще и дизайнер? Да оттого, что он создает удобства, красоту, экономичность, т.е. условия для овладения речью. Что может располагать к общению? Привлекательная окружающая обстановка, каждый предмет в которой несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так ребенка можно увлечь, заинтересовать и пригласить к диалогу. Ребенок и сам принимает участие в создании для обучающей среды, принося любимые игрушки, игрушки-самоделки, выполненные им самим, его мамой и папой. И тогда окружение становится малышу близким и дорогим, поскольку рядом с ним частичка его дома. Верно, успех в работе зависит от глубоких профессиональных знаний учителя-логопеда, его осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от творческой активности и инициативы. Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще у логопеда в распоряжении есть улыбка. По меткому выражению В. Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки». А если к улыбке прибавить еще доброе, умное, красиво сказанное слово?.. Учитель-логопед — образец для окружающих, не только для детей, но и взрослых. Я считаю, что моя профессия очень нужна детям. Ведь ребенок, который не умеет правильно и красиво говорить подвергается многочисленным испытаниям, насмешкам. А ведь душа ребенка очень ранима. И как важно чтобы эта душа не окаменела.
|