Просто такая профессия моя!! |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Соколова Наталья Владимировна | |||
22.05.2015 21:36 | |||
Просто такая профессия моя!! Всем педагогам советую почитать очень умную статью умного педагога! Побольше бы в России таких деятельных мыслителей! как хочется все воплотить, но какие вокруг бывают "тормоза!!!" — один только Бог знает!!! Спасибо всем, кто с нами "ЗА!" за- счастливое детство! ЗА- здоровье детей и педагогов! за МИР! — настоящий во всех нас!!!
Просто так. Не ради славы. Смех чужой я без причины. Да, муз рук в саду психолог, Иногда она — техничка, в каждой дырочке затычка. И швец, и жнец, и на дуде игрец... Несколько слов в защиту вымирающей профессии Сколько раз я слышала на семинарах в разных городах России слова благодарности за статью «Труппа или группа», опубликованную в журнале «Дошкольное воспитание», столько же раз звучал вопрос: «Мы с вами согласны, но что нам делать — нам не разрешают, не позволяют, запрещают, заставляют». В статье речь шла об изменении самой формы праздников в детском саду, о той роли, которую по сути своей должен исполнять музыкальный руководитель, не превращаясь поочередно и одновременно в массовика-затейника, режиссера-сценариста, педагога-репетитора для Дедов Морозов и Водяных, работника сцены со стремянкой в руках, дизайнера по костюмам и изготовителя их из подсобных материалов, а также художника-монументалиста, гримера, суфлера и т.п. и т.п. По совместительству со всем этим ему полагается быть чутким и вдумчивым педагогом, высококвалифицированным музыкантом, творческим до предела своих возможностей, но при этом кротким и терпеливым к любым выражениям неудовольствия со стороны сотрудников и администрации. Где еще есть специалисты, безропотно выполняющие такое количество разнопрофильных обязанностей, не предусмотренных их основной профессией? Нигде! Нам кажется, настало время взглянуть на эту проблему вполне серьезно. В Москве уже давно ощущается реальная нехватка музыкальных руководителей, многие сады не имеют их вообще. Да и средний возраст работающих неуклонно приближается к пенсионному. Выпускники училищ и музыкально-педагогических факультетов вузов даже не помышляют идти работать по основной специальности, рассматривая такой поворот событий как страшную несправедливость судьбы-злодейки. В чем причина? Эмоционально-психологические перегрузки, которые испытывает на протяжении всей своей работы добросовестный музыкальный руководитель, отвечающий единолично за праздники и все, что с ними связано, ЧУДОВИЩНЫ! Об этом должны знать руководители всех уровней, особенно заведующие и методисты детских садов. Его психические затраты огромны даже в случае помощи музыкальному руководителю со стороны воспитателей, потому что это именно он создает эмоциональное поле для 6-8 детских праздников, можно сказать живет пару десятилетий «душой наизнанку». Это добровольно-принудительная эксплуатацией эмоциональной сферы человека, а у музыканта эмоция — его главный профессиональный инструмент! Где же выход? Он, как нам кажется, есть только один и очень простой: перераспределение ответственности. Чтобы не быть голословной, я расскажу об опыте своего учреждения, Центра образования № 1679 г. Москвы. У нас за утренник каждой конкретной группы в детском саду отвечают воспитатели этой группы совместно с музыкальным руководителем. Это значит, что воспитатели волнуются о том, какой будет общий сюжет праздника, сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, придумывают аттракционы и готовят все необходимое для них, считают количество стульчиков в музыкальном зале перед утренником, волнуются о том, кто зажжет елку и откуда будет заходить Дед Мороз. Конечно, все вопросы обсуждается с музыкальным руководителем — по необходимости. Я иногда узнаю, какие конкретно будут развлекательные аттракционы за 15 минут до утренника, когда мы в последний раз сверяем с воспитателями план. Это и есть конкретная ответственность воспитателей: сами выбрали игру, посоветовались, приготовили, провели. Если нужно музыкальное сопровождение, то работаем и договариваемся вместе, не нужно — я полностью доверяю этот пункт праздника воспитателям и о нем даже не думаю. Те наши воспитатели, которые еще три года назад понятия не имели где и что можно найти, что подойдет для их детей, как имеющееся можно переделать, чтобы оно подходило, сегодня замечательно со всем этим справляются. У нас для них доступны все сборники готовых сценариев, журналы, книги, с которыми обычно работает музыкальный руководитель. Методисты и заведующие детских садов могут напомнить своим особо несогласным с таким подходом сотрудникам, что предмет «основы музыкального воспитания» обязательно читают всем будущим воспитателям. Так что у них для успешной работы на ниве подготовки праздников есть по крайней мере теоретическая база. А главное, что читают этот предмет для того, чтобы его знание применялось на пользу общего дела! На наш взгляд, все что не требует прямого участия музыканта, может и должно быть перепоручено воспитателям группы, родителям и сотрудникам детского сада. Во многих садах есть прекрасно рисующие методисты, настоящие модельеры повара и дизайнеры среди нянь. В нашем учреждении сложилась традиция, что музыкальный зал к праздникам украшают родители каждой группы по очереди. Организацией этого увлекательного дела занимаются воспитатели группы. Кроме того, мы давно отошли от рисования чего-нибудь тематического на ватмане, отнимающего уйму времени при изготовлении. Украшение в зале часто бывает лишь связками шаров, несколькими гирляндами, бумажными поделками детей, свисающими с потолка на ниточках. Наш девиз: нарядно и просто. Если такой взгляд на проблемы музыкального руководителя кому-то покажется несправедливым, то полезно вспомнить, что у воспитателей на двоих один праздник в данный период времени, а у музыкального руководителя их не меньше четырех, а то и восемь. Поэтому в нашем саду в получасовом перерыве между двумя праздниками музыкальный руководитель обычно отдыхает, сидя в методическом кабинете, в то время как воспитатели и родители следующей группы заносят в зал нужное и выносят из него все ненужное. «Мы готовы», — говорят они, и это означает, что дети уже стоят перед дверью музыкального зала. Конечно, так было тоже не всегда, но так стало всего за три года! И это теперь норма, которая всеми принимается. Более того, воспитатели стали сами хотеть быть творцами всего, что делается в их группе, в том числе и праздников. Им не подходят сценарии, даже очень хорошие, созданные кем-то другим. Такой сценарий, говорят они, как платье с чужого плеча. Ответственность ведь это не только обязанности, но также и возможность проявить свое творчество, это путь к самовыражению, очень плодотворному сотрудничеству. Несколько слов о сценариях. В традиционном варианте мы их не пишем или вернее сказать, почти отошли от этого. У нас есть ПЛАН праздника по пунктам, который за 2-3 недели сообща составляется из материала, который есть у музыкального руководителя и воспитателей. Кроме того, ведущий на празднике не говорит стихами, он все слова говорит просто и естественно, как в жизни прозой. Это очень облегчает участь ведущего — не надо учить столько стихов и весь праздник бояться их забыть. Зачем сложно, когда можно просто! Вместо проговаривания стихов, которые обычно никто не слушает, он может почувствовать себя вдохновенным, раскрепощенным и попробовать создать атмосферу общения, обращаясь обычными словами непосредственно к детям и родителям. Ведущий — душа праздника, он обязательно должен иметь пространство для импровизации, непосредственного реагирования на ситуации, свободного общения с детьми. Иначе вместо атмосферы душевного тепла, раскрепощенности получим отчет «передовиков производства» и «победителей соцсоревнования». А это уже никаким боком отношения к детскому празднику не имеет. За неделю до утренника в каждой группе между воспитателями и другими сотрудниками четко распределяются организационные обязанности. Музыкальный руководитель на самом празднике отвечает только за музыку в прямом смысле этого слова. Шапочки, платочки, стихи, вход и выход, последовательность, атрибуты — все неизбежные, а часто и забавные приключения по этой части находятся в сфере личной заботы воспитателей или родителя. Кроме того, что бы ни произошло на празднике, у нас никогда не бывают в этом виноваты дети. Во первых потому, что за детский праздник отвечают взрослые, а во-вторых потому, что это жизнь со всей прелестью ее неожиданностей. Она всегда богаче любых инструкций. Всенародного «разбора полетов» после праздников у нас тоже не бывает. Мы все уважаем друг друга в коллективе настолько, что оставляем право сделать выводы о каких-то ошибках тем, чьи это были непреднамеренные ошибки. Мы при любых неожиданностях исходим из мысли, каждый старался сделать лучшее, на что способен. Кроме того, ошибка — условие нашего дальнейшего развития, мы из нее делаем выводы и идем дальше. Как и все в нашей жизни, праздники бывают когда-то похуже, когда-то лучше, иногда очень хорошие, но они лишь небольшая часть нашей совместной работы в саду, поэтому отношение к ним хоть и трепетное в смысле эмоций, но спокойное. Праздники текут своим чередом, не превращаясь в образцово-показательное стихийное бедствие. Стремление к совершенству — вещь необходимая, но фанатизм тут ни к чему, особенно если принять во внимание, что объектом его приложения в саду, как правило, становятся дети. И уж совсем несправедливо и неконструктивно требовать совершенства во всем только от музыкального руководителя. Его нервная система истощается именно от жестких требований каждые два месяца выдать для зрителя идеальный продукт. Так не работает ни один профессиональный театр, к слову сказать. Пусть воспитатели или методисты хоть на минутку представят, что им каждые два месяца нужно будет показать открытое развлекательно-увлекательное занятие для родителей минут на 45-60. Думаю, что большинству такая работа покажется фильмом ужасов. Вот поэтому и нужно беречь музыкальных руководителей! Они в саду абсолютно уникальные специалисты. С давних времен известно, что трудней всего изменить сознание. Мы живем и действуем так, как думаем. Если уверены, что от нас ничего не зависит, то так и происходит. Дорогие мои коллеги, вы должны это понять настолько, чтобы возмутиться своим несправедливым положением в детском саду, если таковое ощущается. И тогда все постепенно изменится в соответствии с вашими убеждениями. Я не призывая ни к каким революциям и потрясениям, тем более открытым конфликтам. Всегда можно найти 1-2 единомышленников, с которыми попробовать сделать первый шаг к совместному творчеству и совершенно иной жизни в коллективе. Дорога любой длины начинается с этого первого шага. Не надо пытаться словами переубедить непримиримых, они к вам сами придут через какое-то время и скажут: «А мы хотим сделать вот так и уже придумали сюжет. Подскажите, где взять музыку». Это будет вашей совместной победой над старым, давно изжившим себя мышлением, которое не дает каждому расти в уникальном сотрудничестве друг с другом. Т.Э. Тютюнникова, музыкальный руководитель и учитель музыки Центра образования № 1679 г. Москвы, канд. искусствоведения. Снова о наболевшем или полет в другое измерение Дошкольник всегда живет «здесь и сейчас». Любую его деятельность направляет и оценивает чувство удовольствия и любопытства по принципу «надо-не надо». В организме дошкольника все время щелкает безошибочный тестер: есть удовольствие — нравится, нет удовольствия — мне это не надо НИ ДЛЯ ЧЕГО! Если ребенку «не надо», а педагог при этом эксплуатирует его терпение ( «повторим еще раз, а то плохо!»), то возникающее в этом случае чувство неудовольствия незаметно, но методично формирует стойкую нелюбовь к музыке. Сколько ребенко-часов каждый малыш проводит на стульчике в скуке, пока 101-й раз другие дети репетируют танец или частушку к утреннику? Сколько раз за четыре года он с той же скукой и тоской наблюдает за надоевшей во время репетиций сценкой? Пусть теперь каждый педагог задумается, как часто на его занятиях дети испытывают подобные чувства? Теперь, может быть, понятно, почему музыкально-педагогический поезд часто приезжает в тупик? Обычно эта тихая нелюбовь к музыке у детей бессознательна и глубоко спрятана, но она обязательно проявится позже в том, что, став школьником, ребенок «почему-то и вдруг» терпеть не может музыку и танцы! И это для многих педагогов становится ошеломляющим открытием, корни которого они готовы видеть в чем угодно, только не в собственных просчетах. Достигаем ли мы той благородной цели (любовь к музыке), в битве за которую мало интересуемся, что думают и чувствуют по поводу нашего преподавания музыки сами дети? Я бы рискнула сказать, что существенную долю в нашей детской музыкальной педагогике составляет явный педагогический брак как результат вполне добросовестной работы — дети не любят музыку и не хотят с ней общаться. А мы с вами все трудимся и трудимся во имя музыки! Кажется, что дорога, по которой мы идем, ведет совсем в другую сторону. Или она слишком трудна для ребенка, чтобы он хотел и мог добровольно по ней идти вместе с нами? Замученные репетициями перед праздниками дети часто мечтают об одном: чтобы их оставили в покое и просто дали поиграть! Однажды по этому поводу мне возразила очень уверенная в себе методист детского сада: «Ребенок должен радоваться, что родителям и нам с заведующей приятно на это смотреть!» Все смешалось и перепуталось в головах взрослых: крошечные дети их должны развлекать и потешать, они должны уметь терпеть, улыбаться, когда скучно, веселиться, когда грустно! Не много ли дети нам, взрослым, должны? И вообще должны ли они нам что-нибудь? Мне кажется, это мы детям все должны, а не они нам. Так и хочется воскликнуть: оставьте детей в покое, купите билет, сходите на концерт и развлекитесь! А на детский праздник придите не как зритель, а как участник с собственной затеей и повеселите малышей, раз уж вы педагог, да к тому же еще и методист! В центре музыкальных программ и деятельности музыкального руководителя должен быть РЕБЕНОК, а его интересы, желания и возможности должны стать целью этих программ и методик. Сейчас пока так или иначе их целью является обслуживание интересов взрослых — тех, кто пишет программы, тех, кто работает с детьми, тех, кто руководит и тех, кто смотрит потом концерты. Именно поэтому радость и удовольствие детей как цель музыкального обучения кажется этим взрослым вздором, не достойным внимания. В одном из богатых газо-нефтеносных городов я узнала, что способные дошкольники всех ведомственных детских садов по десятку раз в год выступают во дворце культуры перед передовиками производства по поводу общечеловеческих, общероссийских, национальных, профессиональных и религиозных праздников! Просто легендарный филармонический ансамбль, и каждый раз с новой программой соответственно теме праздника. Оценка труда музыкального руководителя в этом «замечательном» хозяйстве-государстве зависит от числа выступлений детей и занятых ими мест в конкурсах. По этому поводу там развернуто соревнование, которое разрушает все, что только можно разрушить. Даже добрые отношения между коллегами, в одночасье делая их соперниками, а не доброжелательными соратниками. Но руководство очень гордится созданной ситуацией и считает ее полезной! Мои недоумения вызвали встречные недоумения: «А чем им еще заниматься, пусть показывают свою работу!» Возмутительным мне показалось также и отношение к музыкальным педагогам как к сфере услуг. Некоторые музыкальные руководители после концертов слышали в микрофон со сцены такую фразу: «Всем спасибо, а вы выполняли свою работу» (!) Тогда я подумала, что увидела редкостную в своей уродливости «опухоль», не подлежащую лечению. Однако столкнулась с подобным еще в одном городе, потом в другом, потом еще и еще. Разница была только в размахе и стоимости мероприятий. Оставшиеся на своих местах профессионалы часто вынуждены не учить детей, а развлекать взрослых: круговороту утренников, фестивалей и конкурсов, в которых выступают малыши 3-6 лет, нет конца — «День земли, города, светофора, матери, хлеба, прилета птиц» и т.д.! Настоящая вакханалия мероприятий для удовлетворения интересов скучающих взрослых. В одних городах засилье концертов, в других — фестивалей и конкурсов, цель которых — опять же соревнование и оценка труда педагогов! Так и хочется спросить: «Неужели нет других форм, более точно отражающих мастерство работы педагога со всеми детьми, а не только с талантами!» Ведь по этому показателю нельзя оценивать работу музыкального руководителя. Кроме того, совершенно понятно, что талантливому ребенку педагог в детском саду со своим инновационным методическим мастерством нужен в минимальной степени, а вот тому, кому природа дала немного, он очень нужен. Но как раз у последних он и отрывает свою энергию и время, отдавая ее избранным ребятам, все годы в детском саду выступающим на сцене! К тому же, когда педагоги заняты соперничеством друг с другом, им некогда думать о детях. Педагог должен быть в классе, а не на сцене, ведь он музыкальный воспитатель, а не массовик-затейник, постановщик шоу-номеров. Чем чаще он покидает класс или музыкальный зал, тем хуже работает. Вот и все соревнование. А детские сады, к слову сказать, эксплуатируя прелесть детских талантов, к появлению которых они не имеют ровным счетом никакого отношения, не имеют морального права таким образом зарабатывать себе премии за участие в конкурсах. Ни для кого не секрет, что администрация детских садов заставляет музыкальных руководителей участвовать в конкурсах ради премий и подарков, которые они могут выиграть. Чтобы искоренить эту безобразную практику, районному руководству лучше бы установить простую очередность в распределении материальных благ, раз нет возможности купить необходимое сразу всем. Хотелось, чтобы кто-нибудь из «архитекторов» подобных конкурсных мероприятий хоть раз увидел глаза детей, которые остаются в группе и которых НИКОГДА НЕ БЕРУТ ВЫСТУПАТЬ. Это глаза. полные мольбы, надежды и смирения со своей полной «никчемностью»! Я уверена, что если бы это были глаза их собственных детей, то подобные мероприятия они давно и на веки веков запретили. К сожалению, каждый раз видеть эти глаза — горькая судьба воспитателей и музыкального руководителя. Было бы хорошо, чтобы кто-нибудь спросил и у талантливых детей, что они предпочтут — идти на очередную репетицию концерта или просто поиграть в игрушки? Ответ будет не в пользу взрослых. Почему молчат штатные психологи и методисты? Или очень простая мысль о формировании чувства неполноценности у многих детей благодаря концертно-конкурсной вакханалии в детских садах им даже не приходит в голову? Или они тоже не ходят в группы и не видят детских глаз, потому что у них есть гораздо боле важные дела? Почему молчат родители детей, если только им небезразлична их судьба и психическое благополучие? Вопросы, вопросы… Мне кажется, назрела острая необходимость проводить семинары о современных направлениях и задачах музыкальной деятельности в детском саду для заведующих и методистов. На них надо рассказывать, что сама ситуация жизни ребенка от утренника к утреннику с бесконечной гонкой и репетициями МОРАЛЬНО УСТАРЕЛА настолько, что выглядит как поросший мхом пень. Методики, не принимающие во внимание природу и интересы ребенка, умерли во всем мире в прошлом веке. Осталась неистребимая, как сорняк, «показуха» в наших детских садах. А это даже не вчерашний день педагогики, а позавчерашний! Заведующим надо рассказывать, что, согласно открытиям ученых, занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга. Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, а, значит, активен весь человек. Именно поэтому творческое обучение посредством музыки кажется нам сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой. Сегодня человечество начинает понимать, а точнее сказать — «вспоминать», что музыка является не только духовным наследием человечества, но и биологическим наследством каждого человека. Она дана ему не для украшательских целей, а как составляющая часть для полноценной и счастливой жизни. Важнейший, уже сейчас имеющийся результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. И именно поэтому нет необходимости дальше эксплуатировать идею об украшательских функциях музыкальности. «Начать использовать, пока ребенок не успел забыть то, что ему даровано природой, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется» — эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкальных занятий. Возможно, такое музыкальное занятие, на которое ребенок будет идти за каким-то странным, с нашей нынешней точки зрения, знанием, выглядит экстравагантным чудачеством. Это знание о том, кто он есть сам, что сегодня он чувствует и почему так, с кем предпочитает дружить и чего хочет, кого любит и зачем ему музыка. Очевидно, что главной целью такого урока должно стать стремление педагога раскрепостить глубинные слои внутреннего «Я», создать условия для высвобождения первичной креативности, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения. Первичная креативность, способность и готовность к творчеству важна не только для музицирования или занятий живописью, она необходима человеку для полноценной одухотворенной жизни. И именно ее развитию, пристальному культивированию могут и, наверное, должны быть посвящены музыкальные занятия в детском саду. Обучение через творчество непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Подобное обучение — это не элитарный изыск, а ставшая сейчас общемировой образовательная необходимость. В нем заложены возможности, о которых мы можем пока только догадываться. Оно может способствовать не только обучению музыке, но и формированию здоровой психики ребенка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию. Обучение творчеству, или, вернее, обучение через творчество может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству продуктов искусства, сколько для создания хорошего человека.. Один известный психолог-гуманист высказался по этому поводу также очень определенно: «Мне кажется, что в каждом методическом пособии для учителей должна быть глава «Забота о выращивании крохотных творческих мыслей у детей». Есть большая разница между теми, кто просто умный, и теми, кто умен и умеет творить» (К. Роджерс). Прикоснувшись к творчеству, человек оказывается способен воспринимать мир еще на одном языке, не с помощью слов и интеллекта, а на основе интуитивного познания. Ценность способности к творчеству в современном мире оказалась настолько велика, что даже перспективность предприятий определяют не по количеству конечного продукта, а по уровню креативности его сотрудников. Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Но, может быть, нам не нужны такие дети, раз мы даже и не задумываемся о преимуществах музыкально-творческого обучения? И так бездарно тратим драгоценное время музыкальных занятий на всякую мишуру?! Кроме того, понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и малообязательного, а как необходимого. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности — это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но готовит жить и действовать в этом мире. Общество постепенно начинает осознавать высокую значимость музыкального воспитания и его незаменимость в принципе. Наверно, такое просвещение руководства детских садов и районных методистов, которые чаще всего и являются инициаторами всяких празднеств на сценах, принесет со временем неоценимую пользу, но всем нам надо работать сейчас... ГДЕ ЖЕ ВЫХОД? Выход, мне кажется, есть, и очень простой: каждый музыкальный руководитель, созревший до понимания того, о чем написано выше, должен принять свое собственное ответственное решение и
За такое незначительное неподчинение не могут уволить, объявить выговор, т.к. внешняя концертная практика с детьми не является должностными обязанностями педагога-музыканта в детском саду и школе. Надо просто взять и перестать делать то, что не идет на пользу музыкальному воспитанию детей! В детском саду музыкальный руководитель— единственный специалист, имеющий специальное образование, единолично отвечающий за музыкальное воспитание детей. Поэтому административные работники всех уровней, в том числе и детского сада, не вправе применять какой-либо профессиональный диктат к педагогу-музыканту, поскольку не являются специалистами в данной области. Я знаю десятки опытных коллег в разных городах, которые нашли в себе силы и стойкость, чтобы сказать это трудное «нет» — и небо на землю в их жизни не опустилось, жизнь продолжается! Просто они не занимаются ничем, кроме музыкального воспитания детей в детском саду, и делают это очень хорошо! Мы с вами как музыкальные педагоги существуем не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на фестивалях или концертах перед взрослыми! У нас другая цель: ДОСТАВЛЯТЬ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ УДОВОЛЬСТВИЕ ДЕТЯМ и, занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее! Это и есть наша главная цель, а, может быть, даже МИССИЯ. Если меня как детского педагога и одновременно родителя спросят: «Зачем нужна музыка вашему ребенку?», — я отвечу просто: хочу обогатить его жизнь музыкой. В современной школе и детском саду нет другого такого урока, на котором можно было бы улетать в другие миры, учиться чувствовать себя и других, общаться без слов, находить радость в коллективном творчестве. Дети преображаются на музыкальных занятиях: распахивают свои сердца, превращаясь в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку и танцевать стихи — это и есть ответ на вопрос, зачем детям нужна музыка. Праздник — это чудо общения Опубликованная год назад моя статья «Труппа или группа» вызвала много дискуссий у музыкальных руководителей и методистов. И если музыканты со вздохом облегчения и надежды прочли ее, то у администрации и методистов статья вызвала ряд закономерных вопросов. Конечно, всем хочется, чтобы праздник в детском саду как можно меньше был похож на отчет детей перед взрослыми и становился праздником их совместного общения. Но как десятилетиями сложившуюся систему начать понемногу разворачивать в другую сторону? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно поразмышлять на тему: зачем ребенку музыка? Наверно, не для того, чтобы обслуживать амбиции взрослых: «Какой талантливый и музыкальный!» и уж, конечно не для того, чтобы другие взрослые гордились своими достижениями: «Смотрите, как мы тут всех здорово обучили!» Вообще любые амбиции здесь ни при чем. И чем дальше наше педагогические цели от желания продемонстрировать себя, тем точнее мы настраиваемся на то, что нужно ребенку. Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста и нужна как вода и воздух. У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку гармонизовывать внутренний мир, приводить его в состояние равновесия, радости и полета. А еще служить средством общения, только не в неком абстрактном смысле, например, «послушаем великого Баха и побеседуем с ним», а в прямом — для общения человека cсамим собой и людей с друг с другом. Исходя из этой философии можно думать о том, каким сделать праздник, и как в нем будет представлена музыка. В нашем Учебно-воспитательном комплексе в прошлом году перед праздником Восьмого марта уволилась музыкальный руководитель. Первое время весь коллектив был в некотором шоке, но потом мы договорились, что никакого специального сценария писать не будем: стихи подберут воспитатели, я на занятии по элементарному музицированию подготовлю две песни и веселый танец, который можно будет танцевать с родителями, а также что-нибудь с инструментами — оркестр или игру. Воспитатели вместе с родителями подумают также, как сделать праздник необычным именно для своей группы. Учитывая сложность ситуации все энергично принялись за дело. В одной из средних групп без общих репетиций с детьми (кроме нескольких фраз текста) был проведен праздник на основе сказки «Волк и семеро козлят», где волка и козу играли родители. В старшей группе одна из воспитательниц разучила хороводы с детьми и весенние припевки, поскольку сама прекрасно поет и любит народное пение. Соответственно, праздник был фольклорный. В некоторых группах провели традиционные концерты для мам, но ни одного похоже не было, каждый отличался «лица не общим выраженьем». Необходимо сказать о реакции воспитателей на произошедшее. Часть сразу же почувствовала в подобных праздниках возможности для своего творчества и самореализации, поэтому радость этих ощущений перекрыла все дополнительные заботы, которые у воспитателей, безусловно появились. Несколько воспитателей осторожно выразили сомнение в целесообразности такого подхода к организации праздников, сказав, что у них и так работы хватает. Однако администрация нашего комплекса: заведующая Иншакова И.В. и методист Зенина Л.А. мгновенно поняли, какие возможности таит в себе идея праздника как общения детей и взрослых, а не праздника, как концерта детей. Поэтому на том же методическом объединении было решено продолжить эксперимент следующим образом: осенью, с 15 октября по 15 ноября провести во всех группах праздники, тематику которого определяют воспитатели группы, возможно вместе с детьми и родителями. Так, к счастью, случилось, что еще до осенних праздников мы проводили в саду спортивные соревнования «Спортивная семья». К удивлению коллектива в один из вечеров сад заполнился до отказа: во всех залах и коридорах проводились эстафеты и конкурсы, в том числе и музыкальные. Радость и энтузиазм детей был предсказуем и понятен. Но нас поразила реакция родителей: их глаза были полны благодарности за проведенный вечер, за то, что о них тоже подумали и в этих глазах без всякого перевода читалось счастье общения. Анализируя этот первый опыт, мы пришли к выводу, что родителям в общем-то тоже не хватает качественного общения: друг с другом, с нашим замечательным коллективом, с детьми, и что мы уже реально сделали несколько шагов к тому, чтобы быть сообществом детей и взрослых. Проведенные осенние праздники позволили прибрести коллективу и каждому воспитателю еще один опыт творчества, фантазии и сотрудничества. Сценарии опять мы не писали, в каждой группе был некий примерный план развертывания праздника: что за чем. Наполнялся же он в каждой группе по-разному, в зависимости от того, что могут и хотят дети, что они подготовили и не только на музыкальных занятиях, а например, на занятиях, по развитию речи, ритмике. В некоторых группах были семейные номера-сюрпризы: стихи, маленькие театрализации сказок, гимнастические номера и частушки. Необходимо сказать о том, что и по жанру все праздники были разные. В одном органично удалось сочетать викторину-путешествие по Москве, в которой было две соревнующихся команды, составленной из детей и их родителей. Они также зарабатывали очки своей команде умением прочесть скороговорку, придумать историю или организовать смешной танец. Замечательным вечером отдыха для детей и родителей стал праздник под условным названием «Осеннее кафе», вдохновенно и артистично проведенный Т.И. Петровой. В конце вечера все получили маленькие призы, но они предназначались не только детям, а семье, пришедшей на праздник. Например, маме, ее сыну и маленькой сестренке, еще не посещающей сад. Поскольку наше учреждение — это Учебно-воспитательный комплекс, и первый класс учится в детском саду, то одним из самых интересных праздников был утренник младшей группы вместе с первым классом. Примечательно, что первоклассники были выпускниками воспитателей, которые осенью и приняли младшую группу. Удивительным и очень органичным было общение этих детей между собой. Завороженно-восхищенными одинаково были и те, и другие. Мы их посадили, чередуя: каждый первоклассник привел и посадил рядом с собой на специальный маленький стульчик малыша, а затем трогательно о нем заботился. Сюжет был осенний, а роли Осени, Ветра, Дождика выполняли первоклассники. Несколько очень простых песен, игра с музыкальными инструментами, которые были исполнены совместно наполнили праздник небывалым смыслом. Его можно очень просто выразить четырьмя словами: нам было хорошо вместе! И мы посчитали, что этот праздник, как и «Осеннее кафе», праздник-викторина были значительными успехами нашего коллектива. Слова песен, которые дети разучили на занятиях, мы заранее размножили и разложили на стульях для родителей, чтобы в зале все могли петь вместе. Мы поняли, что принцип расстановки стульев, на которые садятся дети и родители, тоже очень важен, поэтому отказались совсем от разделения зала на сцену и зрителей. Чаще всего стулья мы теперь ставим двумя полукругами: сзади большие для родителя, а впереди маленький — для его ребенка. Впереди образуется общее пространство. Так они и сидят рядышком, имея возможность обменяться взглядом, словом — и в этом мы тоже увидели такую необходимую нам непринужденность, раскованность, без которой не может быть ощущения праздника. Мы старались одновременно и для детей, и для родителей, и наши старания отразились в искренних словах благодарности за доставленную радость, возможность приятно провести вечер со своим маленьким ребенком. И казалось, что обычно рутинная и долгая череда осенних праздников превратилась в очень светлые и даже в чем-то интимные групповые мероприятия. У праздника появилась камерность, и наконец ушла показная помпезность. Я иногда чувствовала, что «сторонний» человек, зашедший просто полюбопытствовать, посмотреть праздник уже как-то неестественен, поскольку зрителей как таковых в нем нет, есть участники. Не могу не рассказать об уникальном в своем роде опыте московского детского сада № 1808. Здесь весной в спектакле «Волк и семеро козлят» не только принимали участие родители и дети разных возрастов, но также выпускники детского сада прошлых лет. Многие из них, обучаясь в музыкальных школах, составили небольшой любительский оркестр, сопровождавший музыкой спектакль. Причем, взрослые дети играли вместе с малышами, которые исполняли свои партии на ксилофонах, металлофонах и шумовых. Идея проведения такого праздника общения принадлежала музыкальному руководителю Н.С. Луневой, уже несколько лет занимающейся с детьми в саду элементарным музицированием. Сама идея родилась также не случайно. В этом детском саду встречи его выпускников проходят весной уже несколько лет, доставляя обоюдную радость детям педагогам и родителям, которые находят что-то важное в них. Для родителей, возможно, это приятные воспоминания, для педагогов — удовольствие увидеть вновь ставших такими родными детей. Кто-то стремился почувствовать в разговорах с родителями проблемы, с которыми их дети сталкиваются за стенами детского сада, а затем учесть их в своей работе. Дети же радовались встрече с друзьями. Причин, соединяющих людей невидимыми нитями общения и привязанности очень много, их иногда невозможно уловить, тем более «заключить» в слова. Замечателен сам факт появления на нашем «педагогическом небосклоне» учреждений, где живут подобные ростки культуры общения. И это свидетельство происходящих глубоких изменениях в сознании людей, прежде всего, взрослых, которые своим поведением передают детям уже иные ценности. В частности, представления о ценностях неформального доброжелательного общения, естественного, спонтанного поведения, важности диалога друг с другом. Зачем и какая музыка в таком празднике? Наверно, она должна быть вдохновляющая и объединяющая. Это не значит, что надо наполнить зал шлягерами и превратить праздник в примитивную дискотеку. Просто на празднике должно быть не исполнение песен, танцев и других каких-то номеров, а музицирование, желательно совместное — детей со взрослыми. Наверно, не все время, а там, где это уместно. Ребенок чувствует себя комфортно, когда рядом с ним танцует или играет взрослый, помогая ему психологически не растеряться, быть уверенным и спокойным. Мне кажется странным, что до сих пор существует нелепая практика, когда даже самые маленькие дети должны сдавать какие-то диагностические тесты по музыке и движению и обязательно без всякой подсказки и помощи педагога. Смысл музыкального воспитания не в приобретении и фиксировании тех или иных навыков, хотя они, конечно, нужны. Смысл музыкального воспитания, как и самой музыки — в получении радости от общения с ней. Любой навык в оправе из скуки и страха — это что-то бесконечно далекое от музыки. Ребенок интуитивно умеет радоваться звукам. Эта способность человеку дается от рождения. Хорошо бы не лишить ребенка ее еще в детском саду. В этом нам помогут как новые методики музыкального воспитания, исходящие из возможностей и потребностей ребенка, так и новые формы праздников, основанных на идее совместного общения. Хочется закрыть глаза и помечтать о том, что в каком-нибудь ничем особо не примечательном детском саду или школе, а может быть только в одном ее классе, несколько раз в год случается удивительная вещь: дети и взрослые находят неподдельную радость в общении друг с другом на праздничных вечерах и встречах. Они ее не просто находят, а ищут и к ней стремятся, делают все, чтобы эта радость состоялась для любого участника праздника, даже случайно на него попавшего. В чем она конкретно будет заключаться — это тайна, и ее каждый унесет с собой как собственное особое ощущение полета, легкости и любви. Такую чистую радость могут дарить друг другу только люди, никакие материальные «сокровища» на это не способны. Чувствуя, что глаза находящихся рядом полны бескорыстного внимания и доверия, люди сбрасывают свои обычные маски и роли как надоевшую «лягушачью кожу» — и тогда они все вместе способны творить чудо праздника, в воздухе которого будут вспыхивать звезды, а искры душ будут сверкать, озаряя общение теплотой искренностью. Всем, кто разделяет идею подобных праздников, мы предлагаем провести акцию «Давайте встанем в большой хоровод!» Каждый, у кого есть идея или уже воплощенная на празднике затея, могущая увлечь собой детей и взрослых в совместном действии — пишите! Можете просто написать «Я — за, но пока не знаю, как!» Это поможет узнать, сколько у нас единомышленников. Все ваши предложения будут объединены в «Мозаику праздника» и опубликованы в журнале. Т.Э. Тютюнникова, учитель музыки УВК № 1679 г. Москвы, канд.. искусствоведения.
|