Моя тема по самообразованию |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Замогильная Марина | |||
11.11.2015 12:54 | |||
Моя тема по самообразованию 1-й слайд: Тит лист 2-й слайд: Общие сведения Дата рождения: 02. 05. 1974 г.; Сведения об образовании: Высшее негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт специальной педагогики и психологии»», г.Санкт-Петербург, 2007 г.; Специальность: учитель-логопед;
Скачать все материалы к проекту в архиве Квалификация: учитель-логопед с дополнительной специальностью олигофренопедагогика; Стаж: педагогический — 22 года; в данном образовательном учреждении — 20 лет; Квалификационная категория: первая квалификационная категория, Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югра от 01. 11. 13 № 1016 3-й слайд: Педагогическое кредо: Я всегда готова не только учить, но и учиться. Ведь "учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в в нём умирает учитель". К.Д. Ушинский 4-й слайд: Мой девиз: «Не бойся преград. Не иди назад. Проблемы решай И другим помогай.» 5-й слайд: Игра – это жизнь. Это наиболее доступный и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. 6-й слайд: Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор – это уже Театр. 7-й слайд: Моя методическая тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через театральную деятельность» 8-й слайд: «Речь – это даже не диалог, а ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЬЕСА, потому что безмолвные слушатели говорят одновременно с тобой. И их надо уметь слушать» Курт Тухольский. 9-й слайд: Актуальность: В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность 10–й слайд: Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей. 11-й слайд: А именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки). 12-й слайд: Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. 13-й слайд: Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). 14-й слайд: Цель моей работы: развитие и профилактика речевых нарушений через творческую активность в театрально – игровой деятельности. 15-й слайд: Работая над предыдущей темой «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» большое внимание уделяла обучение детей диалогу, как начальному этапу и первой ступени развития связной речи, составлению различных видов плана с текстом рассказа, запоминанию и рассказыванию по плану. Изучив данную тему, я пришла к выводу, что тема по театральной деятельности неразрывно связана с предыдущей и решила добавить ярких красок в эмоционально-речевой сфере. 16-й слайд: Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. 17-й слайд: Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи: 18-й слайд:
19-й слайд:
20-й слайд: - совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей 21-й слайд: Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:
-логикой.
-подбирать простейшие рифмы. 22-й слайд: Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. 23-й слайд: Принципы работы:
24-й слайд: Здоровье сберегающие технологии:
25-й слайд: Этапы реализации: 1этап – Вводный Целью этого этапа является исследование речевых знаний, умений и навыков воспитанников, педагогической просвещенности и культуры речевого развития родителей. Приложение № 1 Содержание деятельность
26- й слайд: На первом подготовительном этапе своей работы, я провела обследование состояния сформированности связной речи. Также провела анкетирование для родителей «Играем в театр», «Приобщение детей к чтению книг» Приложение № 6 Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления. В связи с этим провела консультации для родителей: «Роль книги в жизни ребенка» Приложения 1, 2, 3, а также «Что читать детям дошкольного возраста. Роль чтения в семье» с целью определения места и значения книги в жизни и развитии ребенка, а также получении представления об организации домашнего чтения. Приложение 2 Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики; сценарии сказок, театрализованные игры, этюды. Разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика Подготовила и провела консультации для воспитателей по темам «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста», Приложение 4 и «Сказка глазами детей и педагогов», Приложение 5 Собрала картотеку пословиц и поговорок, скороговорок, подборку мини-сказок.. 27- й слайд: 2 этап – Организационный Целью данного этапа является создание необходимых условий для развития театрально-игровой деятельности. Приложение № 2 Содержание деятельность
28 -й слайд: 3 этап – Практический Целью практического этапа является реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие речевых способностей детей через театрализованную деятельность. Создание единого пространства ДОУ и семьи. Приложение № 3 Работа с детьми Содержание деятельности:
- игры, направленные на развитие импровизаций знакомых сказок, развитие коммуникабельности и умения общаться в разных ситуациях 3. Театрализованные постановки, 5. Индивидуальная работа:
- над интонационной выразительностью. Работа с родителями Содержание деятельности: 1. Консультации: «Речевое развитие ребёнка в норме», «Интонационная выразительность при заучивании стихотворений», «Организация театральных игр в домашних условиях». Индивидуальные консультации. 2. Беседы: «Формирование правильной речи воспитанников через театрализованную деятельность». 3. Совместная работа по изготовлению декораций. 4. Практикумы, участие в театральных играх. 29-й слайд: Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями, педагогами и детьми который включает в себя разнообразные формы и методы 1. Разработала перспективный план работы с воспитателями и родителями. Приложение № 7 2. Разработала перспективный план работы с детьми. Приложение № 8 3. Разработала и подобрала для детей игры на развитие мелкой моторики рук, на развитие плавного целенаправленного выдоха, на развитие фонематического слуха и связной речи детей. 4. Провела для родителей семинар-практикум: «Как организовать логопедические занятия дома» 5. Участвовала в IV районной Ярмарке методических идей по изготовлению логопедического пособия «Домик для Веселого Язычка». Получила диплом 3 степени Приложение № 9 Приложение № 10 30-й слайд: 4 этап – Итоговый Цель — анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации моей темы. На данном этапе проводится сравнительная диагностика речевых знаний, умений и навыков воспитанников. Это способствует созданию инновационной модели сотрудничества. Приложение № 4 Содержание деятельности:
31 -й слайд: На подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми стараюсь брать следующие виды театральной деятельности: 32-й слайд:
33-й слайд:
34-й слайд: - театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). 35-й слайд: Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности: 36-й слайд:
37--й слайд:
38 -й слайд:
39 -й слайд: Диагностический инструментарий для определения уровня освоения знаний по театральной деятельности разработан на основе методики Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» с учетом задач примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мониторинг качества освоения программы и интегративных качеств детей проводился по методике «Комплексная диагностика уровней освоения программы» под редакцией: М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Приложение № 5 Приложение № 5А Приложение № 5Б 40 -й слайд: Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям. (Константин Станиславский) 41 -й слайд: Итак, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! 42 -й слайд: Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
43 -й слайд:
44 -й слайд: Виды театров, которые я использую в своей работе:
Приложение Виды театра 45 -й слайд: ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ:
Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, а счастливыми глазами артистов и зрителей. 5. . Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей. 6. . Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей:
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья — детский сад»:
с педагогами — обобщение опыта. Ожидаемый результат:
Результатом реализации проекта также стало:
Выводы: на основании этих результатов можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа воспитателей, музыкального руководителя и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи: дети стали четко, правильно произносить текст, улучшилась дикция, обогатился пассивный и активный словарь (в процессе подготовки к спектаклям, разучивании ролей), улучшился грамматический строй речи (в процессе запоминания текстов дети проговаривают значительный объем текста, что ведет к автоматизации правильного произношения подобных предложений в обычной речи; использование монологической речи с большим количеством эпитетов, сравнений и повторений способствует закреплению в речи детей правильного согласования слов в предложениях), появилось умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, обида, страх, печаль, восхищение, жалость, презрение, осуждение и т.п.). Дети значительно увереннее, раскованнее стали вести себя в ходе постановок, умеют ожидать своего выхода, внимательно следят за ходом спектакля. У детей повысилась самооценка (даже самые неактивные дети раскрываются, ощущают свою значимость в коллективной театрализованной деятельности, становятся смелее, эмоциональнее). Повысился интерес детей к сказкам и другим произведения художественной литературы, дети с удовольствием отображают в изобразительной деятельности эпизоды постановок, образы героев. Данный проект подтвердил, что выдвигаемая ранее мной гипотеза, оказалась верной. Необходимо способствовать развитию речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей в театрализованной деятельности, поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности, произведениям художественной литературы, видам театра. Дальнейшая работа по данному направлению:
Продукт проектной деятельности: приложения, фотопрезентация. Список использованной литературы:
Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г. 9. Лепим нелепицы. Практическое пособие по ТРИЗ. Автор-составитель Б.Б. Финкельштейн. С-Пб., 1999 г. 10. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ. п/ред. Б.Б. Финкельштейн. С-Пб., 1999г. 11. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва, «Просвещение», 1984 г. 12. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г. Приложение N 1 ^ Ожидаемый результат Итогом всей нашей работы станет праздник «Театральный фестиваль». Мы уверены, что дети покажут соответствующие своему возрасту необходимые знания, навыки и умения по данному вопросу. Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес, повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки. Педагогами будет разработана система развития речи детей через игру-театрализацию, будет создано предметно развивающая среда по теме проекта. Работа в данном направлении очень интересна не только для педагога, но и для родителей. Повысится активность родителей воспитанников, появится заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира ребенка. Оптимизируются детско-родительские отношения, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса. ^ В качестве негативных последствий можно прогнозировать * потерю интереса и мотивации к осуществлению работы над проектом; * отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с ДОУ; Список использованной литературы 1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. — М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с. 3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003. 4. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. — М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. — с. 4-16. 5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с. 6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2005. – 160 с. 7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 255 с. 8. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. — № 3. 9. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. — М.: Просвещение, 2004. — 102 с. 10. Воспитание детей в игре /Сост. А. К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение 2003. – 136 с. 11. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. — М.: Педагогика, 2005. – 312 с. 12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М, 2004. – 107 с. 13. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4. 14. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с. 15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с. 16. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. — №11. 17. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. 18. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004. 19. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети. — М.: МИОО, 1995. 20. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с. 21. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. — N10. — с. 9-14. 22. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. — N 11. — с. 8-12. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т. С. Комарова) Основы театральной культуры Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии; средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности; низкий уровень (I балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра. Речевая культура Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи; средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения); низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога. Эмоционально-образное развитие Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя; средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности; низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения. Навыки кукловождения Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем; средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем; низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кук-ловождения. Музыкальное развитие Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопро-вождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле; средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец; низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю. Основы изобразительно-оформительской деятельности Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелёграфе); средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов; низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действия спектакля; затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов. Основы коллективной творческой деятельности Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем; средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности; низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т. С. Комарова) Основы театральной культуры Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии; средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности; низкий уровень (I балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра. Речевая культура Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи; средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения); низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога. Эмоционально-образное развитие Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя; средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности; низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения. Навыки кукловождения Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем; средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем; низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кук-ловождения. Музыкальное развитие Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопро-вождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле; средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец; низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю. Основы изобразительно-оформительской деятельности Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелёграфе); средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов; низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действия спектакля; затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов. Основы коллективной творческой деятельности Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем; средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности; низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются “потому что так надо”, “чтобы не ругали”. Поэтому на занятиях мы стимулируем внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом ребенка, занятия являются целью деятельности ребенка. И результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами. Через драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствоваться. Критерии оценки содержания и методов развития и обучения. “Развитие речевой культуры детей”
План – программа работы в младшей группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность. 1. Развитие пассивного словаря
1. Формирование фонематической системы языка
1. Музыкальное развитие:
1. Игровая и театрализованная деятельность:
План – программа работы в средней группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность. 1. Развитие словаря:
1. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
1. Развитие фонетико – фонематическо системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
1. Обучение элементам грамоты:
1. Развитие связной речи и речевого общения:
1. Музыкальное развитие:
1. Игровая и театрализованная деятельность:
1. Физическое здоровье и развитие:
План – программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность. 1. Развитие словаря:
1. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
1. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
1. Обучение элементам грамоты:
1. Развитие связной речи и речевого общения:
1. Развитие мелкой моторики:
1. театрально – игровая деятельность:
1. Физическое здоровье и развитие:
План – программа работы в подготовительной к школе группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность. 1. Речевое развитие:
1. Совершенствование грамматического строя речи:
сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень прилагательных;
3. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
4. Обучение грамоте:
5. Развитие связной речи и речевого общения
6. Развитие мелкой моторики:
7. Музыкальное развитие:
5. Игровая и театрализованная деятельность:
5. Физическое здоровье и развитие:
Я люблю свою профессию. Моя работа – это творческая мастерская. В моей работе на первый план выходит простое человеческое чувство: помочь, приласкать, посочувствовать. Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. Ежедневно соприкасаясь с миром детства, делаю вклад в завтрашний день детей, формируя навыки владения правильной речью. Это даёт перспективу для успешного обучения чтению, письму, да и жизни в целом. Ведь красивая, чистая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы и нашего сада в целом. И каждый педагог меня поймёт — мы живем в своих воспитанниках. И пусть не всегда звучат громкие слова в наш адрес, мы можем точно с большой уверенностью сказать: «Я на своем месте!» Я люблю свою профессию. Моя работа – это творческая мастерская. В моей работе на первый план выходит простое человеческое чувство: помочь, приласкать, посочувствовать. Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. Ежедневно соприкасаясь с миром детства, делаю вклад в завтрашний день детей, формируя навыки владения правильной речью. Это даёт перспективу для успешного обучения чтению, письму, да и жизни в целом. Ведь красивая, чистая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы и нашего сада в целом. И каждый педагог меня поймёт — мы живем в своих воспитанниках. И пусть не всегда звучат громкие слова в наш адрес, мы можем точно с большой уверенностью сказать: «Я на своем месте!» Я люблю свою профессию. Моя работа – это творческая мастерская. В моей работе на первый план выходит простое человеческое чувство: помочь, приласкать, посочувствовать. Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. Ежедневно соприкасаясь с миром детства, делаю вклад в завтрашний день детей, формируя навыки владения правильной речью. Это даёт перспективу для успешного обучения чтению, письму, да и жизни в целом. Ведь красивая, чистая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы и нашего сада в целом. И каждый педагог меня поймёт — мы живем в своих воспитанниках. И пусть не всегда звучат громкие слова в наш адрес, мы можем точно с большой уверенностью сказать: «Я на своем месте!» В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. 24-й слайд: Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты — маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений. На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр, теневой, плоскостной, пальчиковый. би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединенные одной темой. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации. К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают. Игры драматизации предполагают произвольное воспроизве-дение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом. Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и ис-пользовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов. Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации. На занятиях может использоваться следующее оборудование: — настольная и напольная ширмы: — плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; — декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.); — наборы кукол для пальчикового театра; — куклы би-ба-бо; — рукавички с изображением мордочек животных: — костюмы персонажей сказок; — игрушечные персонажи. Театрализованные игры проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации. На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду де-ятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются раз-ные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры. Театрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и удивление.
|