Стремительно меняется мир, меняется общество, меняются отношения между людьми. Ничто не стоит на месте. Человечество накопило немалый багаж знаний за всю историю своего развития и, что немаловажно, оно постоянно «растет» и развивается в своей способности накапливать и передавать информацию новым поколениям. Постоянная жажда познаний, стремление человека узнать, что там, за чертой, за горизонтом, приводило его к постоянному поиску новых решений, новым открытиям и свершениям, возникновению принципиально новых взглядов и идей, которые требовали новых подходов к решению. В результате, за многовековую историю развития, осмысливание и передача знаний «из уст в уста» «потребовало» некой классификации накопленного опыта, что привело к появлению зачатков наук, а в них свои Великие Люди, ставшие таковыми благодаря своим идеям, открытиям и творчеству в различных сферах человеческой деятельности. Цивилизация требовала от человечества совершенствования в своем развитии, которое происходило в результате «закрепления», обмена имеющихся знаний, правил и опыта, с целью совершенствования умственного развития и социального опыта каждой личности в отдельности.
Возникла необходимость в целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности, иными словами, возникла необходимость образовываться. И таким первым источником информации в жизни каждого человека на раннем этапе развития являются родители. Все самые главные переживания и знания, получаемые крохотным существом, полностью зависит от них. Но наша жизнь устроена так, что мы не всегда можем уделить достаточное количество времени своим детям и не во всех вопросах «передачи» человеческого опыта достаточно подготовлены. Что же делать? На протяжении веков вырабатывалась целая система, призванная передавать опыт предыдущих поколений учить и воспитывать. В современном мире эта постоянно развивающаяся система призвана не только передавать опыт предыдущих поколений, но и совершенствовать его. Сложилась наука, названная педагогикой. И после родителей важным и самым ответственным в общей системе образования стала дошкольная педагогика. Многим знания, умения и навыки, которые «дает» дошкольная система, кажутся элементарными. Но так ли прост процесс передачи человеческого опыта на дошкольном уровне, нежели, например, на школьном? Ведь и требования, и условия к такому процессу неизменно менялись, преобразовывались в качественно новые инновационные педагогические методы, формы и средства для эффективного использования их на практике. Что же делать мне, как воспитателю, чтобы развить индивидуальные способности и заложить дух просвещения, знания, которые станут основой для его дальнейшего «роста» и реализации в социуме? Существуют определенные нормы, критерии развития дошкольника, как личности. Казалось бы, прекрасно чувствуя каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, владея различными воспитательными и обучающими методиками, авторскими разработками, я могла бы с легкостью этого добиться. Но как это непросто на практике! Что помогает мне воспитывать в доверенных мне родителями чадах Личность? Как социализировать ребенка, как помочь ему получить навыки жизни в обществе? Как объяснить ему, почему нужно быть крепким и здоровым, сострадательным? Как научить его отличать добро от зла, быть любознательным, творческим? Ведь передо мной, как перед педагогом, стоит задача – научить! Но научить нужно уметь! Ведь, как говорил Ж-Ж Руссо: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». Научить ребенка мыслить, думать, рассуждать, легко и непринужденно «познакомить» их с таким заманчивым, полным загадок окружающим их реальным миром, ни на миг не забывая, что мир ребенка – это игра, вот главная задача. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Так что помогает мне реализовывать столь непростую задачу? Бесценный опыт и накопленные знания просвещения! Ещё В.А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии. Ежедневно, любуясь великолепными картинами, читая замечательные книги, слушая превосходную музыку, вводя в мир научно – технического прогресса, я не просто знакомлю дошкольников с огромным опытом и открытиями, накопленными человечеством, я легко и непринужденно открываю перед ними волшебный мир неизведанного и прекрасного для того, чтобы сформировать в них первичные представления о себе, об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира для расширения их кругозора, внимания, памяти, наблюдательности, для того, чтобы поспособствовать развитию познавательных интересов и действий, воображения и творческой активности, развить любознательность, чтобы в дальнейшем они могли анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями. «Заложить» в каждом желание учиться, научить ребенка учиться. Как? Любопытство, стремление узнать, беспрестанно находить что-то новое, а потом радость и счастье в глазах от того, что получилось, не это ли главное в умении учиться, не это ли показатель умения учиться? От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, получит ли в необходимой степени удовлетворение от потребности самовыражения, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». При этом я ни на миг не забываю, что, как говорил Джузеппе Мадзини, в каждом ребёнке нужно «питать» и развивать те способности, которые в нем есть, а не создавать новые, которых в нем нет. Видеть в каждом из них индивидуальность и «направить» весь его потенциал на его развитие! Именно это дает мне возможность, спустя четыре года напряженной работы, с легким сердцем отправлять моих подросших талантливых детей дальше «в жизнь», надеясь, что в будущем среди них вырастут будущие гении, такие, как Кулибин, Моцарт, Ковалевская, Пушкин, Серов, Ломоносов, Ахматова, Терешкова и многие другие.
|