Воспитатель - это должность, профессия или призвание?! У меня есть свой ответ на этот вопрос. В моей судьбе не могло быть иначе. Я потомственный воспитатель. Династия … Какое ёмкое слово! Сразу представляешь ветвистое дерево с пушистой кроной. Ветви – члены семьи, ствол – область знаний, которой они посвятили свою жизнь. В народе говорят: «Дар воспитателя передается по наследству». Я вышла из педагогической семьи, которая уже в четвёртом поколении продолжает сеять разумное, доброе, вечное. Замечательным образцом для подражания были родные мне люди. Наша династия воспитателей началась с моей бабушки Бельковой Нины Васильевны, которая 32 года проработала воспитателем в детских садах нашего города. Эстафету подхватила моя мама – Гуцалова Наталья Ивановна. Она начала работать в 1972 году. Её путь был стремителен: от пионервожатой в школе до старшего воспитателя детского сада.
За свою деятельность она награждена значком «Отличник образования», она является «Ветераном труда». Не счесть количества фотоальбомов, которые бережно хранятся и часто перелистываются, в них фотографии воспитанников, давно ставших взрослыми. Поддерживает в работе её сестра, моя тётя, Шубина Александра Ивановна, которая, переняв эстафету любви к малышам, добросовестно учит ребятишек в детских садах города Челябинска уже 29 лет. Следующей «веточкой» нашей династии являюсь я – Меншутина Наталья Станиславовна. В 1987 году я начала работать воспитателем, параллельно учась в Миасском педагогическом классе. Продолжает нашу династию моя сестра, Измайлова Марина Сергеевна, которая после окончания педагогического университета в 2006 году подхватила эстафету. Общий стаж нашей династии 150 лет. А недавно мы узнали, что в нашей семье уже 1949 году был педагог-дошкольник. Оказывается тётя моей бабушки, Кузьмина Анна Алексеевна, была одной из первых воспитательниц в послевоенные годы. Для меня наша династия – это основа профессионализма и лучшая школа. В жизни ничего не бывает случайно. Сомнений в выборе профессии у меня не было. Так должно было быть! Сколько себя помню, всегда хотела быть воспитателем. Моя творческая натура требовала воплощения: мне нравилось, и петь, и играть роли, и сочинять стихи, и мастерить. За мою карьеру мне пришлось работать с разными детьми, и только дошколята позволяют раскрываться на все 100%. Вот представьте: начинается мой рабочий день. Рано утром я иду или еду на велосипеде в детский сад. Да, да еду на велосипеде – очень люблю этот вид транспорта! По дороге я представляю, что и как скажу своим малышам. Представляю ребят и их родителей. Представляю всех вместе и каждого в отдельности. Какие они все разные: шустрые и робкие, молчаливые и неугомонные, скромные и дерзкие. Вспоминаю интересную загадку, которую придумала для них. Ловлю на себе взгляд прохожего: оказывается, я говорю вслух. Мысли мои прерываются, вот и родной мой детский сад «Родничок». Захожу, поднимаюсь по лестнице. «Здравствуй Дима! – вздрагиваю, смотрю на часы, нет, еще нет семи, я не опоздала. - Ты снова встречаешь меня, как славно, милый малыш, я тоже очень рада тебя видеть. И я не обману твоих надежд на счастливый день!». А ещё сегодня, уже в который раз, мне придётся вновь стать ПСИХОЛОГОМ, нежно и убедительно объясняя маме Димы, как важно передать ребёнка в руки педагогу, а не оставлять его, робкого и незащищённого, одного у закрытых дверей нашей группы. Короткие мгновения тишины, когда я могу приготовить раздаточный материал к занятиям, удивить родителей разнообразным меню сегодняшнего дня, настроиться на рабочий лад, чтобы вновь и вновь удивлять, радовать, восхищать, дарить тепло. И вот в моей группе опять шумно и весело. Дети быстро и беззаботно прощаются со своими родителями, торопясь найти себе в нашей уютной группе дело по душе. В далёком прошлом остались детские слёзы при расставании с мамой и папой, грусть и тревога в глазах родителей. А это значит, что я могу, смело сказать самой себе, что как заботливая МАМА я состоялась. 25 пар пытливых глаз внимательно изучают меня. Я смотрю в зеркало: причёска, макияж, одежда – всё в порядке. И мои девочки и мальчики рядом. Они тоже учатся быть красивыми. Даше необходимо поправить бантик, Колина рубашка никак не желает застёгиваться ровно… Ну вот, всё готово. Я - хороший СТИЛИСТ. Подошла пора учить друг друга. Да! Да! Не смейтесь, я не оговорилась. Я искренне считаю, что, давая знания и жизненную мудрость детям, я очень много получаю от них. Моих маленьких шалунов не так-то просто убедить слушать нужный, по мнению нас взрослых, учебный материал. Нужно преподать его так, чтобы они слушали его затаив дыхание. Если надо их удивить, я могу и спеть, и станцевать, и показать фокусы, и открыть тайну … Могу придумать что-то необыкновенное, чего они от меня уж точно не ожидают. Кто же я сегодня? Снеговик? Фокусник? Путешественник? Учёный энтомолог? Или … Баба Яга? Жаль, что моё время Снегурочек и Белоснежек уже позади. Однако у меня, как у талантливого АКТЁРА, ролей за плечами не мало. Ведь каждый день встреча с детьми - это новая роль, новый праздник. За время работы с детьми кем только не приходилось быть: артистом, заботливой мамой, психологом, стилистом – вообще, мастером на все руки. Хочется согласиться с мудрыми словами известного публициста и педагога С. Л. Соловейчика о воспитателях: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Иметь дело с маленькими личностями очень интересно. Я сложностей я не боюсь и процесс понимания каждого ребёнка для меня очень увлекателен. Я уверена, что нет границ детской фантазии. Как появилась бабочка? Где растет горошек? Отчего тает снег? Какие бывают грибы? Почему идет дождь? На все эти бесконечные «почему» мы вместе с ребятами ищем ответы. Дети от природы – исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы. Моя задача поддерживать их интерес. Для многих это очень трудно – пересмотреть сложившийся у большинства людей стереотип о «любопытной Варваре». А между тем, я считаю, стимулировать способность детей задавать вопросы чрезвычайно важно. Я стараюсь найти возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить представления о мире. Звонкий смех, удивлённые глаза, радость маленьких побед …. Вот из чего сложился мой сегодняшний день. И так неделя за неделей, год за годом … Так всё-таки воспитатель это моя должность, моё призвание?!! Может это наследственность?!! Что для меня это слово значит? Воспитатель - судьба моя, судьба моя … и не иначе. Я горжусь тем, что дети меня научили осторожно и бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством. Передавая ребятам знания и опыт, полученные мной когда-то от моих уважаемых учителей, я открываю им новый, полный загадок и чудес мир.
|