Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №5 Проект «Цветик – семицветик» (методическая разработка для педагогов ДОУ) Актуальность Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает небольшое количество лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить полезные свойства растений, строение, цвет, которые в дальнейшем принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Скачать конспект
Скачать приложения
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено,что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому был разработан экологический проект «Цветик - семицветик». Проблема Растительный мир Земли – первоисточник жизни. Этот мир дает ежегодно около 380 млрд. тонн органических веществ.Суша в основном занята «дикой» растительностью, и из всего разнообразия растительных форм людям служат около 2 тысяч видов. Как сохранить исчезающие растения? Растения можно сохранять только в совокупности со средой обитания. В самом деле, своим происхождением свободный кислород атмосферы обязан фотосинтезирующим растениям; они же – прямо или опосредовано – служат пищей всем живым организмам. Становление и существование почв нельзя представить себе без участия растений, биологическое очищение рек, озер, морей и океанов также немыслимо без них; от характера и состояния растительного покрова зависит водный режим практически всех ландшафтов земной суши. Иными словами, охраняя растительный мир, мы тем самым проявим заботу и о других компонентах природной среды. Рациональное взаимодействие с природой (и ее преобразование, и ее охрана) необходимо для жизни общества. Эта важная научная и техническая проблема и решается она во всех странах мира, так, в 1978 году был принят важный документ «Всемирная стратегия охраны окружающей среды», а в 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, в которой приняли участие главы государств и правительств 118 стран, была принята «конвенция о биологическом разнообразии». Проблемы охраны генофонда растений и животных решается прежде всего путем создания системы охраняемых природных территорий: заказников, заповедников, национальных парков. Во дворе нашего детского сада растет достаточно много растений. Зачем они здесь? Пользу или вред приносят они детям? Необходимо детям объяснить и решить следующие вопросы, представленные на схеме 1: Наиболее распространенной причиной негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста является отсутствие знаний о растениях, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой в условиях города. Главной задачей педагогов является: объяснить дошкольникам, что необходимо беречь и сохранять растительный мир; научить дошкольников различать полезные и вредные растения. Новизна Основные направления развития дошкольников в рамках проекта: • формирование новых компетенций; • опыт совместной деятельности способствующее формированию интереса дошкольников к изучению окружающего мира, экологической культуры; • развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества. Основные методы, направленные на расширение (развитие) кругозора дошкольников: • создание творческих групп по проблемам • организация экскурсий; • создание гербария; • создание коллекции плодов и семян; • создание печатной продукции (альбом растений) • создание «живого уголка» в группе • сбор информации о растениях Кузбасса; • подборка иллюстраций и фотографий растений; • подбор художественной литературы о растениях; • подбор загадок, пословиц и поговорок, народных примет; Этапы работы над проектом: • Занятие на тему "Растительный мир" в младшей группе, на котором детям были предложены картинки и занимательные задания на выявление отличий между растениями, которые они видят каждый день (двор нашего детского сада). • Изучение семи видов растений (мать-и-мачеха, подорожник, одуванчик, крапива, ромашка, спорыш, репей). Выявление существенных отличий (на основе жизненного опыта дошкольников). • Экскурсия во двор детского сада. Работа над заданиями по группам. • Беседа с родителями для определения целей и задач предстоящей помощи детям. Продукт проектной деятельности дошкольников: • гербарий растений. • альбом рисунков растений. Преимущества учебного проекта: Другая форма проведения урока позволяет разнообразить познавательный процесс, что вызывает положительные эмоции дошкольников. В такой форме дети запомнят большее количество растений каждой группы. Данный вид деятельности заставит воспользоваться дополнительной литературой, связать тему с жизненным опытом дошкольников.
Цель: Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы, умение разбираться в растениях, которые приносят пользу или вред.
Задачи: 1.Развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты; 2.Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений Кузбасса; 3.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении; 4.Привлекать детей к посеву семян лекарственных цветов; 5.Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим; Сроки и этапы реализации проекта
1 этап. Организационно – подготовительный (январь 2014 года – февраль 2014 года) 1. Выявление интересов детей, и формулировка проблемы с использованием стартовой презентации и экскурсии по теме. 2. Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование дошкольников. 3. Распределение задач и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы. Постановка задач. 4. Определение основных источников информации. 2 этап. Основной (март 2014 года – апрель 2014 года) 1. Изучение литературы по интересующей теме: «Польза растений» 2. Экскурсия. 3. Сбор информации по теме: для создания гербария; для создания печатной продукции (альбом растений) 4. Сбор и оформление результатов работы. 5. Защита проекта на занятии в группе. 3 этап. Заключительный (май 2014 года – июнь 2014 года) 1. Оформление альбома, гербария. 2. Рефлексия всех участников проекта: дошкольники, родители, педагоги, медик 3. Обозначение новых проблем для дальнейшего развития. 4. Защита проекта проводилась в форме творческого отчёта на занятии, на котором присутствовали родители.
Ресурсное обеспечение проекта
Материально – техническое обеспечение проекта: принтер, сканер, фотоаппарат, CD-диск, телевизор, DVD-проигрыватель, иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий "Лекарственные растения". Учебно – методическое обеспечение проекта: художественная литература о растениях, энциклопедии. Программное обеспечение – программа обработки изображений, веб – браузер, текстовые редакторы, мультимедийные системы.
|