Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Цветик – семицветик» (методическая разработка для педагогов ДОУ)
Занятия по Экологии
Автор: Дунина Ольга   
05.10.2014 15:07

Проект «Цветик – семицветик» (методическая разработка для педагогов ДОУ)Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №5
Проект «Цветик – семицветик» (методическая разработка для педагогов ДОУ)
Актуальность
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает небольшое количество лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить полезные свойства растений, строение, цвет, которые в дальнейшем принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

 

Скачать конспект

Скачать приложения

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено,что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому был разработан экологический проект «Цветик - семицветик».
Проблема
Растительный мир Земли – первоисточник жизни. Этот мир дает ежегодно около 380 млрд. тонн органических веществ.Суша в основном занята «дикой» растительностью, и из всего разнообразия растительных форм людям служат около 2 тысяч видов. Как сохранить исчезающие растения? Растения можно сохранять только в совокупности со средой обитания. В самом деле, своим происхождением свободный кислород атмосферы обязан фотосинтезирующим растениям; они же – прямо или опосредовано – служат пищей всем живым организмам. Становление и существование почв нельзя представить себе без участия растений, биологическое очищение рек, озер, морей и океанов также немыслимо без них; от характера и состояния растительного покрова зависит водный режим практически всех ландшафтов земной суши.
Иными словами, охраняя растительный мир, мы тем самым проявим заботу и о других компонентах природной среды. Рациональное взаимодействие с природой (и ее преобразование, и ее охрана) необходимо для жизни общества. Эта важная научная и техническая проблема и решается она во всех странах мира, так, в 1978 году был принят важный документ «Всемирная стратегия охраны окружающей среды», а в 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, в которой приняли участие главы государств и правительств 118 стран, была принята «конвенция о биологическом разнообразии». Проблемы охраны генофонда растений и животных решается прежде всего путем создания системы охраняемых природных территорий: заказников, заповедников, национальных парков.
Во дворе нашего детского сада растет достаточно много растений. Зачем они здесь?  Пользу или вред приносят они детям?
Необходимо детям объяснить и решить следующие вопросы, представленные на схеме 1:
Наиболее распространенной причиной негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста является отсутствие знаний о растениях, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой в условиях города.  Главной задачей педагогов является: объяснить дошкольникам, что необходимо беречь и сохранять растительный мир; научить дошкольников различать полезные и вредные растения.
Новизна
Основные направления развития дошкольников в рамках проекта:
•    формирование новых компетенций;
•    опыт совместной деятельности способствующее формированию интереса дошкольников к изучению окружающего мира, экологической культуры;
•    развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества.
Основные методы, направленные на расширение (развитие) кругозора дошкольников:
•    создание творческих групп по проблемам
•    организация экскурсий;
•    создание гербария;
•    создание коллекции плодов и семян;
•    создание печатной продукции (альбом растений)
•    создание «живого уголка» в группе
•    сбор информации о растениях Кузбасса;
•    подборка иллюстраций и фотографий растений;
•    подбор художественной литературы о растениях;
•    подбор загадок, пословиц и поговорок, народных примет;
Этапы работы над проектом:
•    Занятие на тему "Растительный мир" в младшей группе, на котором детям были предложены картинки и занимательные задания на выявление отличий между растениями, которые они видят каждый день (двор нашего детского сада).
•    Изучение семи видов растений (мать-и-мачеха, подорожник, одуванчик, крапива, ромашка, спорыш, репей). Выявление существенных отличий (на основе жизненного опыта дошкольников).
•    Экскурсия во двор детского сада. Работа над заданиями по группам.
•    Беседа с родителями для определения целей и задач предстоящей помощи детям.
Продукт проектной деятельности дошкольников:
•    гербарий растений.
•    альбом рисунков растений.
Преимущества учебного проекта:
Другая форма проведения урока позволяет разнообразить познавательный процесс, что вызывает положительные эмоции дошкольников. В такой форме дети запомнят большее количество растений каждой группы. Данный вид деятельности заставит воспользоваться дополнительной литературой, связать тему с жизненным опытом дошкольников.

Цель:
Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы, умение разбираться в растениях, которые приносят пользу или вред.

Задачи:
1.Развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
2.Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений Кузбасса;
3.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
4.Привлекать детей к посеву семян лекарственных цветов;
5.Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим;
Сроки и этапы реализации проекта

1 этап. Организационно – подготовительный (январь 2014 года – февраль 2014 года)
1.    Выявление интересов детей, и формулировка проблемы с использованием стартовой презентации и экскурсии по теме.
2.    Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование дошкольников.
3.    Распределение задач и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы. Постановка задач.
4.     Определение основных источников информации.
2 этап. Основной (март 2014 года – апрель 2014 года)
1.    Изучение литературы по интересующей теме: «Польза растений»
2.    Экскурсия.
3.    Сбор информации по теме: для создания гербария; для создания печатной продукции (альбом растений)
4.    Сбор и оформление результатов работы.
5.    Защита проекта на занятии в группе.
3 этап. Заключительный (май 2014 года – июнь 2014 года)
1.    Оформление альбома, гербария.
2.    Рефлексия всех участников проекта: дошкольники, родители, педагоги, медик
3.    Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.
4.    Защита проекта проводилась в форме творческого отчёта на занятии, на котором присутствовали родители.

Ресурсное обеспечение проекта

Материально – техническое обеспечение проекта: принтер, сканер, фотоаппарат, CD-диск, телевизор, DVD-проигрыватель, иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий "Лекарственные растения".
Учебно – методическое обеспечение проекта: художественная литература о растениях, энциклопедии.
Программное обеспечение – программа обработки изображений, веб – браузер, текстовые редакторы, мультимедийные системы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год