Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированиюв средней группе. Составила воспитатель: Аитова Р. Я. Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?» Задачи: Познавательное развитие: способствовать накоплю у детей конкретных представлений о свойствах воды. Формировать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе, в окружающем мире, о формах её проявления (река, ручей, дождь, море и т.д.). Дать представление о том, что растения – живые существа, для их роста и развития необходима вода.
Познакомить со свойством воды: прозрачная, из твердого состояния превращается в жидкое, со способом очищения воды, получения теплой воды путем смешивания. Социально-коммуникативное развитие: развивать умение планировать свою деятельность, рассуждать, делать выводы. Формировать умение слушать взрослого. Воспитывать аккуратность в работе с водой, бережное отношение к воде. Речевое развитие: развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова, бесцветная, чистая, прозрачная. Обогащать и активизировать словарь. Развивать образное мышление. Материал: слайды, плакаты «Водоемы в природе», «Как человек использует воду»; вода, кубики льда, мерные стаканчики по количеству детей, ведерки с водой, тарелочка, воронки, фильтры ( ватные диски), пульверизаторы, сосуды разной формы, салфетки, фартуки, маски для игр, изображение радуги, цветы из бумаги, аудиозапись шума дождя. Методы и приёмы: игровой: внесение атрибутов к игре, сюрпризные моменты; наглядный: панно «Кому нужна вода», «Вода в природе», слайды; практический: опыты. Словесный: беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера. Предварительная работа: Изготовление панно «Кому нужна вода», Чтение рассказов, сказок познавательного характера. Опыты: превращение снега в воду, воды в лёд. Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде». Ход занятия. -Ребята, сегодня я предлагаю, чтобы наша группа превратилась в лабораторию. Мы с вами будем проводить игры с водой и наблюдения. - Я вам покажу фокус. Закрывает баночку с водой крышкой: Ты вода, водичка, Друг ты мой прекрасный Сделайся, водичка Ты из белой…красной! На вешалке висят фартуки. - Наденьте фартуки, садитесь. На столе стоит сосуд, наполовину, наполненный водой. -Посмотрите, перед вами стоит стакан с водой, опускаем в воду игрушку. Воспитатель опускает игрушку в сосуд с прозрачной водой. -Что вы видите? (игрушку) -Что можно сказать о воде? (вода чистая, прозрачная) Дети рассматривают и убеждаются, что через воду все видно. А теперь опускаем игрушку в красную воду. -Что видите? (ничего не видно) -Почему не видно игрушки? -Потому что, вода стала цветной, непрозрачной. Вывод: значит, через чистую воду все видим, а через цветную не видим. Вода бывает чистой и грязной, но ее можно очистить. Показ слайдов. Вот очистные сооружения. Здесь очищают воду. Мы в домашних условиях тоже можем очистить воду. Хотите попробовать? -Подойдите к столу, возьмите стакан с воронкой и стакан с грязной водой. Попробуем очистить грязную воду. Аккуратно наливаем воду на вату тонкой струйкой. Посмотрите, какая вода будет проходить через вату. -Что у нас получилось? -Вода стала чистой. -А что стало с ватой? (она стала грязной) Вывод: мы воду сделали чистой, прозрачной. А вы знаете, где в природе есть чистая вода? Дети подходят к плакату. -В реке, в ручейке, озере, море. -В этих водоемах вода чистая, там живут рыбы. Приходят на водопой животные. -Кому нужна вода? (Рыбам, животным, растениям, людям) -Как человек использует воду? (Заваривает чай, варит суп, умывается) Вывод: вода нужна для приготовления пищи, для поддержания чистоты своего тела, одежды, для выращивания растений. На столе стоят тарелочки с кубиком льда и посуда с водой для каждого ребенка. - Что будет с кубиком льда, если его поместить в воду? Дети высказывают свои предложения: он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? -Возьмите лед, опустите в стакан с водой. -Какой лед? Лед холодный, плавает в воде. Вывод: лед легче воды, поэтому не тонет. -Оставим лед в стаканчиках и посмотрим, что с ним произойдет. Я вам предлагаю поиграть. Игра с холодными и горячими капельками. Воспитатель капает на ладошку детям сначала теплую, затем холодную воду. Выясняет ощущения детей: приятнее вода из синего или красного пузырька. Дети подходят к столу. Предложить умыться, но в тазике только горячая вода и холодная вода. -Приятно умываться холодной водой? -Плохо умываться холодной водой, можно простудиться. -Неприятно, замерзнут руки. -Плохо отмывается грязь. -А горячей водой? Тоже нельзя умываться, потому что можно обжечься. -Что же делать? Дети выдвигают и анализируют свои варианты: -Надо подождать, когда горячая вода остынет, но это долго. -Поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась - на это тоже нужно время. -Смешать горячую и холодную воду-это быстро и легко. -Что для этого надо? (тазик, мерный стаканчик, салфетка) Дети планируют свою деятельность: Надо взять тазик, чтобы смешать воду; мерный стаканчик, чтобы набирать воду; салфетку, чтобы вытереть воду, если прольется. Рассказывают правила при работе с водой. Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду - не беда, Салфетка под рукой всегда. В процессе самостоятельной деятельности с водой дети получают теплую воду. -Опустите руку в воду. Какая вода? Вывод: приятно умываться теплой водой, она согревает, ласкает. - Ребята, пока мы с вами играли, что произошло со льдом. Я предлагаю вам посмотреть. Вывод: в тепле лед тает. Звучит музыка. Игра « Тучка и капельки». Представьте, что я – мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Делайте все, что я скажу. -Капельки, вам пора отправиться в путь. Нужно напоить все вокруг. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (аудиозапись), (дети берутся за руки по двое, образуя ручейки). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Соединились в одну цепочку). Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в хоровод) двигаются по кругу. А потом вспомнили, что мама Тучка велела им домой вернуться. Стали капельки легкими и потянулись вверх, испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. Звучит фонограмма грома и дождя. -Вы слышите, кажется, дождь начинается? Повеяло свежим и чистым воздухом. Дождь закончился, и выглянуло солнышко. Замечает на стене радугу. Что за чудо - чудеса В гости радуга пришла, Семь дорожек принесла. Все дорожки непростые, А волшебные такие. -Ребята, это непростая радуга. Она сказочная. Мы украсим эту чудесную радугу. Возьмите цветы, прикрепите к радуге.
Надо полить цветы.
Дети брызгают воду, цветы раскрываются.
-Какая прекрасная радуга получилась! Вы очень старались, молодцы!
Рефлексия.
-Да, ребята, вода нам необходима, никто не может жить без воды: ни люди, ни животные, всем живым существам на суше нужна вода. Вода-друг человека, добрый помощник. Ее нужно беречь, нужно экономно использовать воду, следить, чтобы она зря не вытекала.
|