Занятие по формированию исследовательских умений для детей старшей группы Тема: «Юные экологи» Программное содержание: Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение -это живые существа. Познакомить детей с новым комнатным растением -бегония, отмечая её характерные особенности. Закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части(корень, стебель, лист, цветок),используя модели . Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относится к ним с любовью и нежностью. Материал и оборудование: для детей:2 тазика с мокрой и сухой землёй, влажные салфетки. для воспитателя слайды, спокойная музыка; схемы-модели: стебель, корень, лист, цветок; карточки с изображением глаза и руки; лейка с водой Методические приёмы: игровой- использование сюрпризных моментов.
наглядный — использование комнатных растений, карточек, показ слайдов. словесный — вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение. Ход занятия: Приглашаю детей на занятие ,слежу за осанкой.(слайд1) Звучит музыка, на экране слайд «Расцветает цветок»(слайд -видео 2) Загадываю загадку о комнатных растениях: Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. -Что это такое? (ответы детей: комнатные растения) В-ль: А почему эти растения называют комнатными? Дети: Потому что они растут в комнатах, в жилых помещениях В-ль: Для чего нужны комнатные растения? Дети: Очищают воздух, создают вокруг нас красоту. В-ль: Комнатные растения -это наши друзья. Ребята, а почему их называют друзьями. Дети: Они нам помогают) -Правильно. Стук в дверь. Передают посылку . В-ль: Ребята, нам прислали посылку, посмотрим ,что же в ней лежит. Сначала достаю записку и читаю её: «Здравствуйте, меня зовут Весна! Вашей группе я дарю этот прекрасный цветок. Он называется бегония. Берегите его и ухаживаете за ним., и он вам принесёт много радости.»
Достаю бегонию из коробки. В-ль: Посмотрите, какой прекрасный цветок нам подарила весна. Запомните-это комнатное растение называется бегония.
Прошу 2-3 детей повторить название этого растения.
В-ль: Давайте рассмотрим бегонию .Это растение имеет стебель(слайд3), листья(слайд4), корень(слайд 5), цветок(слайд 6).
(сопровождаю показом изображения на цветке)Листья у бегонии округлой формы тёмно-зелёного цвета, цветок желтого цвета как-будто коробочка. Бегония любит высокую влажность воздуха, но не терпит опрыскивания, потому что при попадании влаги на листья появляются коричневые пятна. Много поливать это растение нельзя, потому что может загнить. Это растение любит яркое освещение, но с обязательной защитой от солнечных лучей .Для того, чтобы этот цветок хорошо рос ,его нужно периодически поворачивать на окнах. Весной и. летом полив должен быть обильный, но не заливать, т.к. бегония не любит застоя воды, но и пересыхания земли не терпит. Как и все комнатные растения бегонию поливают только отстоявшейся водой. Вот мы и познакомились с новым комнатным растением.
В-ль: Что вы запомнили о бегонии?(ответы детей) В-ль: Ребята, скажите, где находятся в нашей группе комнатные растения?(ответы детей: в уголке природы) -Давайте познакомим бегонию с нашими комнатными растениями в уголке природы. Ставлю бегонию в уголок природы.
В-ль: А пока наши цветы приветствуют друг друга, приглашаю вас на физминутку « Цветы».
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
После проведения физминутки, приглашаю детей подойти к уголку природы.
В-ль: Назовите знакомые растения в уголке природы. ( Дети называют)
В-ль: Что есть у каждого растения? Пока дети называют (корень стебель, листья) показываю изображение частей растений на карточках.
В-ль: Как вы думаете, чем отличаются комнатные растения друг от друга?(формой листьев, у одних есть цветы- у других нет) Я вижу, что один цветок стоит печальный. Что же могло случится с этим цветком?(предположения детей)
В-ль: Цветок просит нас о помощи. Но как узнать, нужно ли растение поливать?(нужно потрогать землю). Дети приглашаются к столам, где стоят тазики с сухой и мокрой землёй.
В-ль: Как можно узнать, где в тазике сухая, а где мокрая земля? Показать карточки -модели с изображением глаза(посмотреть) и с изображением руки(потрогать). В-ль: Давайте сначала посмотрим(показываю изображение глаза) и подумаем, в каком тазике земля сухая.(Дети высказываются) В-ль: Скажите, как узнать, что земля сухая?(комками, серая) А как узнать, что земля мокрая?(чёрная) Ребята, а теперь проверим на ощупь(показываю изображение руки), какая земля в каждом тазике. Вызываю2-3детей определить какая земля: сухая(жесткая), а какая мокрая(мягкая) В-ль: Теперь посмотрим, какая земля в горшке?(сухая) Как помочь этому цветку?(нужно его полить)
Дети поливают растение и выставляют карточку с изображением кувшина с водой.(Звучит мелодия)
В-ль: Посмотрите, наш цветок ожил. Приглашаю присесть на стулья Растения -это живые существа. Для их роста и развития нужны условия. В-ль: Посмотрите, мы выбрали с вами карточку с изображением лейки.. А давайте посмотрим на экран и выберем карточки, которые показывают, в чём нуждается комнатное растение)
На экране появляется слайд 7.
Дети называют карточки с изображением: солнца(свет, тепло);горшка с землёй(хорошая земля);комната(тепло),окна(воздух), сердца(любовь, забота). -Правильно, солнце, тепло, хорошая земля, воздух, полив и наша с ваши забота необходимы для роста комнатных растений. В-ль: Молодцы, ребята хорошо на занятии мы позанимались.- Что интересного вы узнали на этом занятии? С каким новым комнатным растением вы познакомились?
В конце занятия делаю вывод «Комнатные растения — это живые существа, поэтому мы должны с вами заботится, беречь их, ухаживать и бережно относится к ним.
Составила: Юрьева Елена Михайловна
Воспитатель МАДОУ № 56
Город Томск
|