В условия современного сильного и разностороннего антропогенного воздействия на природную среду России все более возрастает значение экологического образования дошкольников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни цивилизации на Земле вызвало необходимость модернизации, обновления всей системы дошкольного образования. Оно было направленно на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, гармонизации своих отношений с окружающей средой. Дошкольное образование – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развитие многогранных отношений дошкольников к природному и социальному окружению, способствующей становлению личности, начальному формированию экологической культуры.
Для каждого человека понятие Отечество, родной край неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовые рощи, тайга или степь – все эти картины сливаются в единый образ родины. Беречь все это значит беречь свою отчизну. Ведь с воспитания любви к природе начинается воспитание любви к Родине. Бездумная хозяйственная деятельность человека привела нашу планету на грань гибели. Единственный выход из этой ситуации – человек должен жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Именно этому учит нас экология, а для того чтобы жизнь человека и природы была гармоничной, мы должны знать ее и уметь себя правильно в ней вести. Поэтому мы должны научить детей заботиться о нашем «доме», о земле, лесе, чистом воздухе, о растительном и животном мире. А для этого мы должны прививать детям любовь к своему краю, его неповторимой природе, которая является не только объектом восхищения, источником радости и вдохновения, творческих сил и здоровья, но и огромной важности природными ресурсами – источником богатства нашей родины. Для формирования представлений детей о взаимодействии города, человека и природы можно использовать разные приемы: экологические беседы о загрязнении воды в реке, состоянии зеленых насаждений около дома, о состоянии самого дома, о болезнях города. Также в детском саду надо больше использовать различные формы экскурсий, прогулок, в ходе которых мы учим детей наблюдать за окружающим нас миром, замечать его необычность, изменения. Изучая достопримечательности города, памятники, обратите внимание детей на рукотворную красоту человека-творца, который придал природному камню красоту, торжественность. Рассматривая украшения фасадов старинных домов, обратите внимание детей на то, как резчик по дереву «подсмотрел» узор в саду или в поле. Стекло в огромных окнах современных зданий человек изготовил из песка, которая дала ему природа. Красивые рельефные узоры на городских зданиях мастера также подметили у природы. И наша с вами первостепенная задача пробудить у детей желание беречь эту красоту и приумножать, т.е. стараться привлекать детей к общественно–полезному труду. Подготовила: Кудрявцева Т.И. воспитатель МБДОУ детский сад «Эврика» г.Тамбов
|