Юрьева Елена Михайловна воспитатель МАДОУ «Детский сад № 56» город Томск Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место занимает наблюдение. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и т.д. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов ( растений, животных), сезонных явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы чистые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами.
Наиболее эффективным вариантом для наблюдения является прогулка в детском саду, где можно обратить внимание детей на то, что цветы появляются из земли, как прорастает трава, появление листочков на дереве, знакомство с птицами. Необходимо также организовать разные игры, при этом использовать песок, воду, листья, камни. Важно доступно и интересно, используя принцип научности, донести до детей информацию по наблюдениям в живой и неживой природе. Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, которые направлены на познание и практическое преобразование природы ( труд по уходу за растениями, животными, рассказы на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнение календарей и т.д.) Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать умения наблюдать явления природы, воспитывать любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных. В своей группе я попыталась создать условия для познавательной деятельности детей. В центре наблюдения и экспериментирования дети любят играть с природным материалом, который всегда доступен. Дети и родители сами пополняют природный материал: шишки, желуди, ракушки, листья, камни. Совместно с детьми веду наблюдение за живым объектом природы, им нравиться кормить рыбок, любоваться, наблюдать за образом жизни, поведением. Каждое утро отмечаем погоду в календаре природы, выбирая карточки – схемы, тем самым формируя интерес к явлениям природы. На прогулке привлекаю внимание детей к окружающим живым и неживым природным объектам. Наблюдение за небом, солнцем, ветром формирует у детей умение видеть красоту природного мира, разнообразие его красок. В нашем уголке природы есть разнообразные книги, ширмы по уходу за растениями. В зимний период выращиваем зелень, овощи, цветы, ухаживаем и наблюдаем за этапом прорастания семян, ведём журнал наблюдений, где сами дети могу схематично отобразить процесс своего наблюдения. Для пополнения своего опыта изучаю познавательную, научную литературу, прислушиваюсь к советам передовых педагогов, стремлюсь к использованию новых технологий. И я надеюсь, что смогу привить детям в дошкольном возрасте чувство эмоциональной близости с природой. Список литературы: С.Н. Николаева “Юный эколог” издательство “Мозаика-синтез” Москва 2002г О.А. Воронкевич “Добро пожаловать в экологию” издательство “Детство-пресс” Санкт-Петербург 2010г Н.В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду” издательство “ Сфера” Москва 2010г О.А. Соломенникова “Экологическое воспитание в детском саду” издательство “Мозаика-синтез” Москва 2006г
|