Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
Занятия по Экологии
Автор: Шестакова Елена Юрьевна   
08.04.2015 20:40

Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитанияТеоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания

Шестакова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад 99»

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)

Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из основных направлений в воспитательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств [5, с.3].

Экологическое образование не теряет своей ценности при введении новых федеральных государственных требований к содержанию и организации дошкольного образования. Напротив, интегрированный подход к организации дошкольного образования, отраженный в новых требованиях, только подчеркивает значимость и ценность экологического образования в дошкольном детстве в связи с его мировоззренческим и интегративным характером[6, с4].

 

Н.Г. Лаврентьева пишет, что проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: в системе непрерывного экологического образования начальное звено – дошкольное детство. Именно в этот возрастной период идет становление важных качеств человеческой личности и в частности закладываются основы экологической культуры[6, c6].

Экологическое воспитание будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

  1. Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
  2. Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
  3. Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.
  4. Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.

Успех в экологическом воспитании малышей раннего возраста, обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Экологическое воспитание ребенка раннего возраста, как определяет М.В. Коробова, означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора — два десятилетия подрастет поколение, достойное нового века и нового тысячелетия [3, c. 5].

По мнению Л. А. Каменевой, Н. Н. Кондратьевой, Л. М. Маневцовой. Е. Ф. Терентьевой, самостоятельного опыта для полноценного развития ребенка недостаточно. Процессом ознакомления детей раннего возраста с предметами и явлениями окружающего мира нужно планомерно и целенаправленно руководить. Мышление маленьких детей наглядно-действенно, поэтому необходимо, чтобы они знакомились с предметами и явлениями в натуре [4, с. 81].

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним[1, с. 3].

Ребенок раннего возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок всё хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов. Все сложное дети усваивают через конкретное. Конкретное, доступное непосредственному восприятию, действию, обозначаемое словом, составляет основу для обобщения и накопления опыта. Одним из важнейших средств в формировании экологических представлений является развитие сенсорных способностей. Так как, именно природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях[2, с. 45]. Малыши узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.д., и лишь на этой основе возникают и развиваются такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Ведь для того чтобы вспомнить что-либо, надо было раньше это видеть или слышать.

Таким образом, основной задачей экологического воспитания в раннем возрасте является закладывание первых ориентиров в мире неживой природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечение понимания первоначальных связей в природе. В процессе формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам живой и неживой природы, формируется доброжелательно отношение к ним. Большое место в первичном ознакомлении детей с природой отводится развитию сенсорных эталонов и сенсорики в целом.

Литература:

  1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – № 7 2005. С. 2-5.
  2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – № 7 2004. С. 45-49.
  3. Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей/ М.В. Коробова, Р.Ю. Посылкина; [науч. ред. Г.Г. Григорьева]. – М.: Просвещение, 2005. – 94с.
  4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание» / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1991. — 240с.
  5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп. / 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003. -319с.
  6. Экологическое образование дошкольников: инновационная система организации: учебно-методическое пособие / Н. Г. Лаврентьева, Т. А. Арялина, О. В. Колесникова; под ред. Н. Г. Лаврентьевой; Забайкал. гос. гумм. — пед. ун-т. – Чита, 2011. – 161с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год