Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Шестакова Елена Юрьевна | |||
08.04.2015 20:40 | |||
Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания Шестакова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад 99» Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица) Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из основных направлений в воспитательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств [5, с.3]. Экологическое образование не теряет своей ценности при введении новых федеральных государственных требований к содержанию и организации дошкольного образования. Напротив, интегрированный подход к организации дошкольного образования, отраженный в новых требованиях, только подчеркивает значимость и ценность экологического образования в дошкольном детстве в связи с его мировоззренческим и интегративным характером[6, с4].
Н.Г. Лаврентьева пишет, что проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: в системе непрерывного экологического образования начальное звено – дошкольное детство. Именно в этот возрастной период идет становление важных качеств человеческой личности и в частности закладываются основы экологической культуры[6, c6]. Экологическое воспитание будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:
Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Успех в экологическом воспитании малышей раннего возраста, обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Экологическое воспитание ребенка раннего возраста, как определяет М.В. Коробова, означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора — два десятилетия подрастет поколение, достойное нового века и нового тысячелетия [3, c. 5]. По мнению Л. А. Каменевой, Н. Н. Кондратьевой, Л. М. Маневцовой. Е. Ф. Терентьевой, самостоятельного опыта для полноценного развития ребенка недостаточно. Процессом ознакомления детей раннего возраста с предметами и явлениями окружающего мира нужно планомерно и целенаправленно руководить. Мышление маленьких детей наглядно-действенно, поэтому необходимо, чтобы они знакомились с предметами и явлениями в натуре [4, с. 81]. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним[1, с. 3]. Ребенок раннего возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок всё хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов. Все сложное дети усваивают через конкретное. Конкретное, доступное непосредственному восприятию, действию, обозначаемое словом, составляет основу для обобщения и накопления опыта. Одним из важнейших средств в формировании экологических представлений является развитие сенсорных способностей. Так как, именно природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях[2, с. 45]. Малыши узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.д., и лишь на этой основе возникают и развиваются такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Ведь для того чтобы вспомнить что-либо, надо было раньше это видеть или слышать. Таким образом, основной задачей экологического воспитания в раннем возрасте является закладывание первых ориентиров в мире неживой природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечение понимания первоначальных связей в природе. В процессе формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам живой и неживой природы, формируется доброжелательно отношение к ним. Большое место в первичном ознакомлении детей с природой отводится развитию сенсорных эталонов и сенсорики в целом. Литература:
|