Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»
Занятия по Экологии
Автор: Кацук Тамара Аркадьевна   
10.04.2015 10:38

Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»

Кацук Тамара Аркадьевна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» г. Рославль, Смоленская область.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

У детей формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей начинает закладываться в семье с раннего возраста и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено образовательной областью «Познавательное развитие» разделом – Ознакомление с миром природы.

Программа выдвигает важные задачи: воспитание у детей любви к родной природе, умения бережно относиться к растениям и животным, а так же сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование у детей представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду — в повседневной жизни и на занятиях. Очень большое значение для детей имеет природное окружение в группе, в детском саду. Это уголок природы в группе, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность общения детей с природой; систематические наблюдения за природными объектами и явлениями, приобщение детей к труду.

В нашем детском саду созданы условия для экологической работы с детьми дошкольного возраста: уголки природы во всех возрастных группах, живые питомцы: рыбки, попугаи, черепахи, морские свинки. Очень большое значение имеет для детей положительный пример в поведении взрослых. Поэтому здесь должно не только учитываться это, но и необходимо для этого достичь полного взаимопонимания в работе с родителями. Нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому правилу. Сложно объяснить детям, что беречь надо природу, если родители сами этого не делают. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.

Работу с родителями провожу в форме собраний, консультаций, бесед с целью информирования родителей о совместной работе и активного в ней их участия.

Знакомлю родителей с работой группы по экологии, с результатами обучения детей в группе. Использую для этого открытые занятия, викторины, презентации, выставки, информацию в уголке для родителей. На родительских собраниях родителей знакомлю с предметом экологии, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, с уголком природы в группе: с растениями и животными. Родителям рекомендую чаще беседовать, спрашивать детей о том, как живут животные в уголке природы, чем кормим их, как ухаживаем за ними.

В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое проявляется в игре и при восприятии художественных произведений. Очень важно, чтобы художественные произведения, с которым знакомятся дети, были доступны им не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Литература даёт возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Рекомендую для детей произведения таких писателей, как В.Бианки, С.Маршака, М. Пришвина, Е. Чарушина и других. Родителям предлагаю свободно посещать различные мероприятия по экологии в группе и самим принимать активное в них участие.

Так, например, регулярно проводятся тематические выставки рисунков среди родителей и детей по Охране природы. Всё это провожу с целью информирования родителей о работе с детьми по экологии, стимулирования их на активное участие в совместной работе.

Приобщая детей к миру природы, мы взрослые развиваем различные стороны личности ребёнка, пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у детей переживания к тяжёлой жизни животных, желание им помочь и т.д.

Чтобы формировать экологическую культуру детям дошкольного возраста, нужно решить, по крайней мере, три задачи:

  1. Доказать детям, что в природе всё взаимосвязано;
  2. Помочь детям понять детям для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечёт за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
  3. Помочь детям научиться строить своё поведение в природе, на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы опираемся на правила поведения в природе).

Очень помогает при решении этих задач сообщение детям новых, закрепление и обогащение у них имеющихся знаний о природе своего региона, воспитание у детей заботливого отношения к природе своего региона и его обитателям; умение находить взаимосвязи явлений в природе, делать выводы.

И экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, её понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Чувство Родины любого ребёнка связывается с тем местом, где он родился, живёт. И наша задача, которую мы ставим перед собой — углубить это чувство, помочь растущему человечку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Формы и методы работы с детьми использую разнообразные: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия — беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и видео- и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения ( «Цветок», «Медвежата» и др.) В своей работе по экологическому воспитанию больше внимания уделяю углубленно — познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщённых представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности. После ответов детьми на поставленные ними вопросы, мы проводим с ними опыты. Регулярно с детьми провожу постоянные наблюдения за изменениями в природе, наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, мы заносим их в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизируются. Дети видят, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей. Параллельно ведётся и работа с народным календарём. При ознакомлении детей с природой своего края использую темы: «Что знаем о лесе, луге?»,

«Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?» и т.д. Свои впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации, в поделках из природного материала. Знания, полученные на занятиях, закрепляем в дидактических играх «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты такие грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу» и т.д.

В раскрытии связей природы (живой — неживой, живой-живой, неживая — человек, живая — человек) помогают игры, которые дети придумывают сами. Например, игра «Четвёртый лишний» (белочка, заяц, гриб, ёлочка). Как их объединить? Детям такие игры очень нравиться придумывать. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Чтобы активизировать и закрепить полученные знания, совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально — экологические развлечения праздники, вечера досуга, кукольные театры для малышей на экологические темы ( «Солнце, воздух и вода!», «Люблю берёзку русскую» и другие.)

Таким образом, в работе по экологическому воспитанию необходимо использовать разные формы и методы в комплекте, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными особенностями детей, характером воспитательно-образовательных задач. Для определения уровня сформированности экологических знаний у дошкольников мною используется диагностика экологических знаний старших дошкольников, основанная по методике О.Соломенниковой.

Анализ результатов диагностики позволил мне сделать выводы:

  1. На современном этапе проблема формирования экологической культуры детей дошкольного возраста является актуальной.
  2. Вся проводимая работа по экологии эффективна и даёт положительные результаты.

З) У дошкольников формируется система знаний об экологических проблемах современного мира, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развивается стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, своего города.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год