Программа кружка «Юный эколог» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Денькина Олеся Юрьевна | |||
05.09.2016 20:23 | |||
Программа кружка «Юный эколог» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» Возраст 5-7 лет, Срок реализации 1 год, Автор: воспитатель Денькина Олеся Юрьевна Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там — лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб… В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей природы. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Формировать у детей систему экологических знаний и представлений. Воспитывать гуманное отношение к природе. Данный план составлен с учетом Федеральных Государственных Требований, с учетом интеграции следующих образовательных областей: Коммуникация; Познание; Музыка; Социализация; Безопасность. Работа с детьми осуществлялась в трех направлениях: образовательном, воспитательном и развивающим. Во время целевых прогулок, экскурсий воспитатель вместе с детьми проводит наблюдения в природе. Это может быть как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например, с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин. Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и животными. По мере взросления ребенка круг его обязанностей расширяется. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования. Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку. Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для экологического уголка в саду, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету. Основная цель данной программы – воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Данная программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет). Занятия проводятся раз в неделю по 20 минут. Программа интегрированная. На протяжении всего курса занятий прослеживается тесная взаимосвязь с ИЗО деятельностью, а также с исследовательской деятельностью. Основные принципы построения программы – последовательность в изучении материала, доступность и актуальность изучаемых тем. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Перед каждым занятием ставятся цели и задачи. Задачи курса: Обучающие
- формировать основу экологического и планетарного сознания - Расширение и уточнение знаний детей о природе, о растениях, животных, насекомых, птицах Развивающие
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности
Воспитывающие
Тематический план кружка СЕНТЯБРЬ Тема: Экология как наука. Живая и неживая природа. Тема: Как человек охраняет природу. ОКТЯБРЬ Тема: Вселенная и космос Тема: Рисование по теме «Мироздание» Тема: Воздух ка среда обитания Тема: Ветер НОЯБРЬ Тема: Почва. Путешествие в подземное царство Тема: Из чего состоит земля Тема: Вода вокруг нас Тема: Огород, что в нём растёт ДЕКАБРЬ Тема: Лесные обитатели – звери Тема: В стране растений Тема: Дикие и домашние животные Тема: Красная книга январь Тема: Зимние встречи Тема: Лес и человек Тема: Дикие животные зимой Тема: зимующие птицы февраль Тема: Растения в нашем уголке природы Тема: Мой любимый цветок Тема: деревья зимой Тема: Прошла зима холодная март Тема: Весна на улице Тема: Путешествие в сказочный лес Тема: Доктора леса. Тема: Чем лес хорош АПРЕЛЬ Тема: Как человек использует природу. Тема: Экология борется. Тема: Чтение сказок экологической тематики, придуманных детьми 5-6 лет. Тема: Брэйн-ринг «Тайны природы» Развитие экологического мышления, закрепление и совершенствование полученных ранее знаний. МАЙ Тема: «Мой край родной — заповедные места Смоленской области». Тема: Солнце. Свет в жизни растении, животных. Тема: Правила поведения человека в природе. Тема: «Древние люди и природа». Кто населял нашу природу в древности. Вымершие животные. Отчего и почему вымерли животные. Литература:
|