Развитие личности ребёнка в процессе ознакомления с природой Овчинникова Вера Анатольевна
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11. 2009 года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть направлен на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление психического здоровья детей. Совершенно очевидно, что именно природа является источником для развития личности ребенка, а дошкольное детство – начальный этап формирования основ личностной культуры.
В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к людям. Главное в экологическом воспитании является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится. Всё это строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности, а также доброжелательности к живым существам, интерес к природным объектам, желание и умение заботиться о живом, создавая необходимые для их жизни условия. Учитывая все это, работу по экологическому воспитанию нужно реализовывать через эмоционально-нравственное развитие, так как именно общение с природой вызывает у ребенка эмоциональный отклик и чувства. А положительные эмоции и чувства в первую очередь являются источником психического благополучия и физического здоровья ребёнка. И поэтому первая задача была создать такие ситуации, которые вызвали бы эмоциональные переживания. В этом помогает «Прогулка с увеличительными стеклами». Однажды на такой прогулке мы увидели муравья со сломанной ножкой и наблюдали как ему было трудно передвигаться. Для детей это послужило уроком, чтобы больше не трогать муравьёв. На другой прогулке мы наблюдали за хромающей собачкой. Дети сами смогли предположить что с ней случилось и найти пути решения выхода из этой ситуации. Хорошо способствуют воспитанию чуткости, сопричастности «Минутки доброты». Тематика таких «минуток» была разнообразная: «Кто может считаться заботливым», «Что такое красота», «Чем красив цветок». «Красота человека» и др. Вторая задача - вызвать чувства у ребенка, более устойчивые, длительно - эмоциональные переживания обусловленные объектом. Чувство бывает на базе эмоции радости, интереса и удивления, например, «Ребята, посмотрите, какое необычное насекомое появилось!», «Ой, смотрите, уже почки набухли!». В данной ситуации у ребенка формируется интерес. Чтобы развивать интерес, удивление и эмоции радости у детей, на прогулках был организован цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка. При осмотре участка, находили цветущие растения, определяли их названия, отмечали, как красив участок с цветущими растениями. Осенью обращала внимание детей на многообразие красок и побуждала их самостоятельно находить красивое в природе, например: «Дети, давайте отойдем подальше, чтобы посмотреть на деревья издали. Полюбуйтесь ими и скажите, кому какое дерево нравится и почему. Что вы здесь заметили прекрасного?» Чтобы поддержать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе использовались средства художественного слова. Ю.Капота «Листья солнцем наливались», В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке», пословицы, народные приметы. Аналогичная работа проводилась в разное время года, отмечая особенности присущие сезонам. Красота, знания и ощущения, полученные от природы, находят выход в различных видах творческой деятельности детей. Так, например, свою любимую березку, растущую на участке, дети рисуют в разные времена года, передавая особенности окраски листьев осенью, зимой в снежном убранстве, весной отмечают свежесть и нежность маленьких листочков, а летом - в красивом зелёном наряде. Свои эмоции и чувства от общения с природой дети передают также в создаваемых картинах, используя нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Способствует к пробуждению у детей светлых, добрых чувств слушание фрагментов из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, голосов природы (шум ветра, дождя, падающих листьев, журчанье ручейка и т.д.), рассматривание репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка», И.Шишкина «Зима», А.Саврасова «Грачи прилетели», И.Грибарь «Сказка инея и восходящего солнца» и др. Познание природы доступнее и интереснее детям, проведенное через мир выразительного художественного слова, наполненного сказочной фантазией, мудростью и наблюдательностью авторов произведений отечественной традиционной и современной культуры. Е. Чарушин – большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно. Он создал много простых и ясных образов, сюжетов. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем и собственная изобразительная деятельность детей помогает ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства. Сюжеты произведений В.Бианки доступны и привлекательны для детей, достоверно отражают экономическую специфику природных явлений, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом. Уместно использовать художественные произведения писателей Н.Сладкова, Г.Снегирева и др. Общение с природой развивает человека нравственно. Замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее. Совершая по отношению к живому негуманные, плохие поступки, человек может вырасти злым, жестоким. Третья задача заключается в том, чтобы пробудить у детей инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми дети вступают в контакт. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями, трудятся на цветнике детского сада, мастерят кормушки,при этом не забывая ежедневно подсыпать корм. Ежегодно принимаем активное участие в акциях «Берегите первоцветы!», «Наша забота – нашим друзьям птицам!» Перед тем как познакомить детей с «Красной книгой», охраняемыми растениями и животными, провела с детьми беседу о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Ребята сопереживали, делали выводы: почему они исчезли, как можно помочь им. Так зародилась идея о выпуске плакатов, запрещающих знаков и все вместе придумали сказку «Берегите растения!» Сказку оформили в виде книги, нарисовали иллюстрации и подарили детям других групп. После знакомства с «Красной книгой», были внесены в игровой уголок дидактические игры актуальные данной теме «Охрана растений и животных родного края», «Природа в опасности», «Кто и что загрязняет природу» и др. Игра – это ведущая деятельность в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне. Будут особенно эффективны ролевые, головоломки, познавательные, пальчиковые. словесные («Кто летает, бегает, прыгает»; «В воде, в воздухе, на земле»),настольно – печатные ( «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листья», «Парные картинки» и др.), игровые упражнения – «Узнай на вкус», «Найди по листу дерево», «Найди к цветку такой же». Эколого-психологический тренинг, логические задачи – еще один способ расширения чувственного опыта. Формированию экологических установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе, обучению навыкам взаимодействия с природой, расширению индивидуального экологического пространства. Нельзя оспаривать большую роль семьи в развитии личности детей. Родители могут помочь своему ребенку понять окружающую природу, сделать ее интересной и привлекательной для него. Для этого проводились консультации, беседы, оформлялись тематические стенды, папки-передвижки. Родители участвовали в конкурсах стенгазет, поделок из природного и бросового материала. Проводя систематическую работу, можно добиться того, что дошкольники будут понимать истинное значение природы для жизни человека и необходимость её защиты и охраны.
Литература 1. Уланова Л.А., Иордан С.О. [Текст]: Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет./ - СПб, 2008. – 154с. 2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56с. 3. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, Гербовой В.В., Комарова Т.С. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. – 208с. 4. Воронкевич О.А.. Добро пожаловать в экологию! Часть II. / сост. О.А Воронкевич - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 336с.
|