Васильева И.И., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 43 г. Апатиты Человек и природа - одно целое, неделимое. Несмотря на все до¬стижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способ¬ствует улучшению логического мышления и речи. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных пред¬ставлений о природе, формируются основы экологического сознания. По¬этому, очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представле¬ния, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконеч¬но разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется че¬рез организацию различных видов детской деятельности (игровой, двига¬тельной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения основной общеобразовательной программы и ре¬шения конкретных образовательных задач. Интегрированная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность. В области экологического образования интегрированная образовательная дельность играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем. Содержание дошкольного экологического образования в части развития познаватель¬но-исследовательской деятельности может быть реализовано с помощью таких форм работы, как: наблюдение, экскурсия, экспериментирование, моделирование, реализация проекта, исследование, решение проблемных ситуаций, коллекционирование и т.п. Как показал мониторинг экологического образования детей моей группы на начало 2011 учебного года, у детей было выявлено неустойчивое отношение к объектам живой природы (к растительному миру, к миру насекомых). И я начала работу в этом направлении. Для начала я изучила литературу. Меня заинтересовало методическое пособие Рыжовой Н.А. Экологические сказки. Методическое пособие. М.: Дошкольное образование. 2008. Сказка - произведение народного творчества, содержащее рассказ о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. Художественные эколо¬гические сказки создают основу для получения новых знаний, вос-питывают любовь к природе. Они вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанра, вызывают общий интерес к книге. В каждой природоведческой сказке зало¬жена идея ответственности человека за сохранение природы, при¬зыв к маленькому читателю беречь, защищать и изучать ее. Надо заметить, что при выборе сказки (рассказа) природовед¬ческого содержания педагог должен учитывать, какой познава¬тельный материал в них заложен, вызовет ли он у ребенка интерес к наблюдениям, любознательность, заставит ли присматриваться к окружающей природе, будет ли воздействоватьна его чувства, можно ли его использовать в воспитательных целях. Дошкольники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен для фор¬мирования экологических понятий. На экскурсиях на природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми рас¬крывается красота родного края. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на окружающую среду. Для того чтобы научить ребёнка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, нужно использовать экологические сказки (рассказы). Особое место в эколого-педагогическом процессе уде¬ляется методам решения исследовательских задач, в основе которых лежит теория развития творческой личности (Б. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, 3. И. Калмыковой и др.). Эти методы пред¬полагают чтение на занятиях сказок с созданием элементарных проблемных ситуаций, которые выстроены с учетом психофизиологических возможностей детей. Содержание опытнической деятельности, внедренное в сказку, успешно принимается всеми детьми. В своей работе я использую следующие технологии исследовательской работы в сказках: • После прочтения произведения на начальном этапе работы ставлю перед детьми задачу (позднее дети сами делают это), которую можно решить лишь способом экспериментирования. С детьми обсуждаются условия и организация опыта. Выделяется основнойпринцип проведения опыта: все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должнобыть выделено. Оно объясняется детям, показывается, осознается ими. • Выбираем опыты как кратковременные, так и длительные. Длительно протекающий опыт фиксируем в рисунках, схемах, диаграммах, графиках. Если задача решается в кратковременныхопытах, обсуждение результатов проводится сразу. Анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. Фиксация помогает сформулировать выводы, запомнить содержание и последовательность протека¬ния опыта. Например, во время чтения сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», я стараюсь выделить фрагмент текста, из которого последует про¬блемная ситуация, и решаться она будет с помощью опыта. «...Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидала, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки. - Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик доб¬рый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь? - Не выпускаю потому, что еще не время; еще трава в силу не вошла. Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, а кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не раз несло. А вот придет весна, снежная перина растает, травка зако¬лосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь». Предлагаю детям подумать, почему зеленая травка не погибает под снежной периной. Почему Мороз Иванович так боится ветра, который может разнести снег? Что опаснее для травки: снежная перина или ее отсутствие? При знакомстве со сказками «Мороз Иванович», «Снегурочка» использовала опыты, проводимые в помещении, на улице и дома.. Опыты «Тепло ли в снежных сугробах?», «Греет ли шуба?» помогают найти ответы на поставленные вопросы. Главная цель - учить детей принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность. Необходимо помочь дошкольникам с помощью опытов убедиться в том, что шуба, снег и другие предметы не греют, а лишь сохраняют тепло. Первоначально с детьми определяют источники тепла, затем с помощью термометра измеряют температуру тела, батареи, шубы, шапки, снега и др. Знакомятся со свойствами воздуха, определяют его нахождение во всех предметах. Решают проблем¬ные задачи, в каком снеге больше воздуха: рыхлом или плот¬ном? Почему? Проводится опыт «Тепло ли в снежных сугробах?» На прогулке предлагала детям собрать снег вокруг деревьев и спросить у них: «Почему надо так делать?» Дети, вспомнив опыты, объясняли: «Снег сохраняет тепло, если не будет снега, земля замерзнет, корни у деревьев замерзнут. Снег - как шуба». Таким образом, сказки можно использовать для решения познавательных задач. Можно пред¬ложить детям самим сочинять сказки, придумывать имена ска¬зочным героям — посадочному материалу, обыгрывать сюжеты в ходе наблюдений за их развитием. Предложенные нестандарт¬ные формы экспериментирования позволяют стимулировать воображение, творческую мысль, формировать наблюдательность, вызывать эмпатические чувства. Форма работы со сказкой, включающая опыты и экспери¬менты, обеспечивает успешность решения задач (познавательных, воспитательных, развивающих), поскольку осо-бое внимание уделяется созданию высокой мотивации, психоло¬гическому комфорту на занятии. Путешествие в мир сказки развивает воображение, образное мышление, фантазию, мобилизует умственные силы ребенка, помогает активному восприятию содержания, более полному пониманию смысла. Дети в сочиненных ими сказках, рассказах проявляют свое понимание справедливости, сами активно тво¬рят добро, защищая обиженных и слабых героев, наказывая злых. Используя личный опыт, ребенок активно отыскивает свой вари¬ант решения помощи героям, развития сюжета. Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.Анализируя систему работы по исследовательской деятельности по ознакомлению с природой, можно сделать вывод, что у детей к концу подготовительной группы углубленные знания о природном мире, взаимосвязях в природе. Кроме того, в результате исследовательской деятельности у детей улучшается внимание, развивается зрительная, слуховая чувствительность, расширяется словарный запас, обогащается речевое общение на основе культурных норм.
|